Чугунный солдатик оказался нестойким
Сергей Журавлев, автор «Эксперт Online»
Журнал «Эксперт»
Власти Украины с помощью МВФ и административных ограничений спасают от падения гривну и банки. Однако главной задачей ближайших месяцев станет предотвращение коллапса украинской тяжелой промышленности
«Мы сегодня стойкие, как никогда. Валютные резервы не падают», — заявил на прошлой неделе президент Украины Виктор Ющенко на торжествах по случаю Дня работника сельского хозяйства в Киеве. Он подчеркнул, что Украина имеет достаточно ресурсов для обслуживания внешних платежей корпораций, банков, правительства.
Оптимизм президента явно был связан с поступлением в страну первого транша из 16,4 млрд долларов стабилизационного кредита МВФ, одобренного в начале ноября. После почти 10−процентного сокращения резервов в октябре, когда Нацбанк Украины своими интервенциями пытался остановить свободное падение гривны, усыхание государственных валютных накоплений действительно приостановилось. Фокус антикризисных усилий властей стал смещаться в банковский сектор. НБУ принял решение проводить с 19 ноября еженедельные тендеры по поддержанию среднесрочной ликвидности банков. Срок рефинансирования и перечень принимаемого обеспечения по кредитам будут определяться в зависимости от ситуации на денежно-кредитном рынке и сообщаться при объявлении тендера. До настоящего времени график предоставления финансирования на среднесрочную перспективу, в отличие от краткосрочного, не был установлен. Всего же НБУ в октябре осуществил операции по рефинансированию банков на сумму около 6 млрд долларов.
Обращение за кредитом в МВФ потребовало от украинских властей сформировать пакет антикризисных мер, включающий в себя как механизм и лимиты рекапитализации банков, так и некоторые контрциклические бюджетные меры по смягчению спада в отдельных секторах экономики (металлургия, АПК), вызванного сжатием внешнего спроса и внутреннего кредита. В известной мере он стал равнодействующей интересов различных лоббистских групп, представленных в Верховной раде.
Расширять этот пакет мер по ходу развития кризиса неизбежно придется — статистические итоги октября повергли наблюдателей в шок: промышленное производство сократилось на 20% (по отношению к октябрю 2007 года), а спад в ключевой экспортной отрасли Украины, металлургии, достиг 36%.
Кризис как политтехнология
Наиболее заметным внешним проявлением финансовой паники стала ситуация на валютном рынке. Гривна находилась в «свободном полете» с 7 по 29 октября. Процесс был запущен после того, как НБУ ввел временное управление и полугодовой мораторий на удовлетворение требований кредиторов в шестом по величине активов Проминвестбанке, пострадавшем, по официальной версии, от бегства вкладчиков (а по сообщениям прессы — от рейдерской атаки). Естественно, народ заволновался, стал изымать вклады и делать набеги на банкоматы, а затем и на обменники. По подсчетам НБУ, за октябрь депозиты физических лиц уменьшились на 4,1%, поджались на 0,6% и остатки на счетах юридических лиц.
Наличный курс продажи украинской валюты на максимуме в последнюю декаду октября превышал 7 гривен за доллар — это самые низкие котировки с тех пор, как новая украинская валюта была введена в обращение в 1996 году. Официальный курс лишь догонял наличный курс и межбанк, порой сильно от него отставая. Считая от летнего максимума, Украина опустила курс гривны к евро сильнее всех в регионе — на 11,5%. Для сравнения: румынский лей подешевел относительно евро на 3,2%, польский злотый — на 6,8%, венгерский форинт — на 8%.
Трудно не обратить внимания, что спровоцированный падением Проминвестбанка кризис с последующим обращением правительства в МВФ за экстренной помощью пришелся как нельзя кстати. Случайно это совпадение во времени или нет, но со стороны он выглядел как чрезвычайно технологичный ответный ход на объявление парламентских выборов (по-другому сменить правительство президент Украины не может), пришедшееся как раз на день, когда стартовало ралли падения обменного курса гривны: 8 октября. Правда, судя по неожиданной отставке спикера Рады Арсения Яценюка на прошлой неделе, октябрьский валютный кризис пока что помог лишь затормозить развитие кризиса политического.
Возврат в эпоху ОКВ
Недостаточность чисто экономических рычагов для сдерживания девальвационной паники заставила НБУ искать эффективные асимметричные ответы. В отношении населения он оказался простым: 11 октября был введен запрет на досрочное снятие вкладов. В дальнейшем НБУ принял ряд ограничивающих мер и в отношении самих банков. Им предписано конвертировать получаемые в порядке рефинансирования гривны в валюту для вывода иностранных инвестиций не ранее чем на шестой день. Рыночный курс гривны в принудительном порядке привязан к официальному — коммерческие банки теперь обязаны продавать наличную валюту по курсу, который не может превышать официальный курс более чем на 1,5%. При этом на уровне 3% зафиксирован предельный потолок маржи операций банков с наличной валютой. Банки не имеют права изменять курс на протяжении рабочего дня и обязаны в тот же день продать купленную валюту, а в случае отсутствия спроса ее продажа должна быть скорректирована на следующий рабочий день в сторону снижения. А с нового года большинство обменников, видимо, вообще просто закроются.
Таким образом, НБУ, по сути, пошел путем сворачивания в стране валютного рынка и превращения гривны в ограниченно конвертируемую валюту. Однако, учитывая, что скупка валюты населением до сих пор оставалась на Украине, как и в России, далеко не главным каналом утечки капитала, более действенным вариантом административных ограничений представлялся бы возврат к лицензированию операций, связанных с выводом капитала юрлицами, и селективный допуск на внутренний валютный рынок импортеров. Пока что дело ограничилось обращением президента Ющенко к заграничным банкам с просьбой капитализировать их украинские подразделения. Насколько действенными окажутся увещевания президента, сказать трудно. Так, только за октябрь украинские «дочки» иностранных банков вывели из страны три четверти объема ресурсов, потраченных НБУ на интервенции.
Кредита МВФ не хватит
Государственный внешний долг Украины невелик — 14,8 млрд долларов (7,5% ВВП), и весь он долгосрочный. При этом накопленные валютные резервы страны на максимуме достигали почти 40 млрд долларов (это примерно 20% ВВП Украины; для сравнения: июльский максимум аналогичного показателя для России составлял 34%). А вот коммерческий внешний долг (корпораций и банков) довольно большой — 43% ВВП по сравнению с 33% в России. Резервов еле хватает для покрытия краткосрочного (до года) долга банков и корпораций, реально же (с учетом краткосрочной составляющей в средне— и долгосрочных долгах) размер выплат в ближайший год оценивается в 39–45 млрд долларов, что серьезно превосходит резервы. В России же резервами все еще как минимум покрыт график выплат на предстоящие два года даже без учета резервного фонда, который, как ему и положено, должен придерживаться на случай, если с ценой нефти все будет плохо.
Если дефицит платежного баланса Украины вернется к отметке 10% ВВП, как в первом квартале нынешнего года, то минимальную потребность Украины во внешних займах для рефинансирования платежей по долгу в 2009 году можно оценить в 35–40 млрд долларов, так что кредита МВФ в 16,5 млрд явно не хватит, чтобы заткнуть дыру. Кроме того, не надо забывать, что в отличие от России здесь гораздо выше вес критического импорта (прежде всего это газ и нефтепродукты), для обеспечения бесперебойности которого также требуются резервы.
Хотя украинский импорт в существенной мере завязан на динамику кредитования и поэтому кредитный кризис будет способствовать выравниванию платежного баланса, внешняя платежеспособность страны в будущем году без привлечения новых крупных займов не гарантирована.
Жесткая посадка
Однако куда более острой текущей проблемой является коллапс в промышленности. Сезонно скорректированный индекс индустриального выпуска в октябре упал по отношению к майскому максимуму более чем на 22%, вернувшись к уровню начала 2004 года. Темпы падения производства (в годовом выражении) достигли 47% в сентябре и 80% в октябре. О падении цен и спроса на главный экспортный продукт — сталь — можно судить по мировым ценам на металлолом, которые снизились до 120 долларов за тонну в октябре с 730 долларов в июле.
Правительственный пакет стабилизационных мер содержит весьма внушительную контрциклическую бюджетную составляющую. Из средств создаваемого в пожарном порядке государственного Стабилизационного фонда предполагается в будущем году финансировать общенациональные инфраструктурные проекты и закупки продукции украинских машиностроительных компаний. Стабилизационное законодательство предусматривает также покупку правительством долей в проблемных банках. Будет приостановлена выплата дивидендов, чтобы сохранять капитал; при желании правительство сможет сменить и собственников банка. За счет средств Стабфонда государственная гарантия в банковских вкладах будет поднята с 50 тыс. до 150 тыс. гривен (это, как и в России, порядка 25 тыс. долларов).
Итак, несмотря на энергичные действия властей, скорее всего Украину ждет более жесткая посадка, чем остальные страны региона. Причина заключается в сильной завязанности структуры экономики на инвестиционный спрос (строительство, металлы, коксующийся уголь), который из-за кредитного кризиса в мире сжимается особенно сильно. По прогнозу того же МВФ, очевидно, делавшемуся без учета последних данных, страна встретит 2009 год существенным замедлением роста ВВП — с 7,6%, по факту, в 2007 году и 6,4%, по оценке, в 2008−м до 2,5% в будущем году. Это самое крутое в регионе Центральной и Восточной Европы падение темпов. Причем инфляция все еще может остаться самой быстрой — около 18%. Однако, похоже, сейчас эти цифры выглядят уже чрезмерно оптимистично и сохранить в будущем году положительные темпы роста вряд ли удастся.