/© Rusmet.ru, Михаил Местан/ Понятно, что финансовый кризис расползся уже по всему миру. Похоже, что единственными, кто его еще не почувствовал (я бы даже сказал «НЕ ПРОЧУВСТВОВАЛ») остаются неразумные сомалийские пираты, по-прежнему требующие денежные выкупы за захваченные суда и их экипажи, и никак не соглашающиеся на гамбургеры и холодную колу. Потому что даже бомжи перестали тащить с дач металл (говорят, даже и цветной!), поскольку это перестало приносить доход, и предпочитают теперь не гнаться за длинным рублем, а перебиваться бартером – оставленными на дачах соленьями и напитками, походя гадя в те закрома, где не найдут съестного и/или горячительного…
Оставим, однако, маргиналов, борющихся с похмельем после неудачно совмещенных вчера остатков бабкиной настойки на мухоморах для растирания ног и забытой ее зятем на даче баклажки «Очаковского» трехмесячной «выдержки», и зададимся вопросом, почему так тошно всему российскому рынку металлопроката? Ведь еще вчера он так быстро рос, и, казалось, нет преград этому росту. Да и от американской ипотеки он, прямо скажем, слабо зависел…
По данным Rusmet, в январе-сентябре 2008 г. в России наблюдалось превышение спроса на российском рынке как по сортовому (+11%), так и по листовому (+8%) прокату, относительно аналогичного периода 2007 г. Изменение общего объёма видимого потребления готового проката на внутреннем рынке в январе-сентябре 2008 г. составило +8%.
В лучшие моменты (а именно – летом этого года) отпускные цены (на условиях EXW_завод, без НДС) на арматуру зашкаливали 1260 USD за тонну, на балку – 1420 USD за тонну, на г/к лист – 1180 USD за тонну, на лист с полимерным покрытием – 1690 USD за тонну. Т.о. «градус рынка повышался», пользуясь алкогольной терминологией…
С чего собственно, этот градус повышался?
«Градус объемов» повышался из-за строящихся в кредит жилья, офисов и магазинов, производства продающихся в кредит автомобилей, громких заявлений Правительства о необходимости строить еще больше для выполнения плана согласно федеральным целевым программам (ФЦП, «нацпоектам»)…
Раз повышается «градус спроса» (пусть даже несколько «виртуального», прогнозируемого), согласно законам рынка повышается и «градус цен», правда уже вполне реальных. Но в «ценовой градус» внесли свой вклад и другие факторы. Наблюдавшийся до июля-августа рост цен был обусловлен еще и ростом цен на сырье (особенно – на металлолом), энергоносители и стальную заготовку и бурно росшими ценами на металлопрокат на мировых рынках.
И вот тут-то нас накрыло. Причем не американским финансовым и кредитным рынком, а нашим родным «медным тазом». Так получилось, что «градус» российского рынка металлопроката стал понижаться из-за нескольких, крайне неудачно сложившихся «в фазе» неблагоприятных факторов, которые уже давно грозили нашему рынку.
В октябре – декабре 2008 г. аналитики Rusmet ожидают спада среднемесячных объёмов спроса относительно сентябрьского уровня по листовому прокату на 35%, по сортовому и того более – на 46%. Общий объём видимого потребления готового проката на внутреннем рынке в октябре – декабре 2008 г. составит, в среднем, 1970 тыс. тн/мес., что на 37% меньше объемов сентября 2008 г.
Наблюдаемое сегодня и прогнозируемое далее снижение объемов рынка и цен на нем вызвано в России стечением целого ряда обстоятельств, каждое из которых вполне могло бы вызвать снижение тот же эффект и само по себе. Попробуем перечислить их в хронологическом порядке по началу действия на рынок.
1. Недофинансирование федеральных целевых программ приблизительно наполовину, согласно данным за I полугодие 2008 г., вызвавшее сначала замедление темпов роста, а затем, и рецессию в строительстве.
2. Наблюдавшиеся «переоцененность» металлопроката из-за быстрого роста цен и переоценка текущего (в отличие от огромного потенциального) спроса на него из-за стремительного роста строительства в прошлом году, быстрого роста потребления металла (особенно – строительного сортамента) в последние 2-3 года, а также заявленных планах строительства по ФЦП, так и оставшихся пока планами.
3. Сформированные в результате переоценки текущего спроса и ценовой динамики трейдерами и потребителями значительные складские запасы, что привело к резкому сокращению закупок у производителей и импорта (т.е. «видимого потребления»).
4. Ставшие в результате разворачивающегося финансового кризиса недоступными «длинные и дешевые» западные кредиты автоматически резко ужесточили условия корпоративного и потребительского кредитования и резко подбросили вверх ставки по кредитам, из-за чего серьезные кредиты стали недоступны ни для банков, ни для корпораций, ни для частных лиц.
5. Снижение цен на металлопрокат на мировых рынках, вызванное былой «переоценкой» и настоящим финансовым кризисом.
6. Разворачивающийся в России кризис неплатежей, вызванный как резким «отрубанием» кредитов у девелоперов, строителей, машиностроителей, так и резким сокращением потребления конечными потребителями, напуганными раздуванием кризиса в СМИ.
7. Ну, конечно, никто не отменял и русскую зиму с морозами, да и вообще плохо пригодной для строительства погодой, а значит и сезонное сокращение потребления…
Итого мы насчитали пока «7 ножей в спину российского рынка металлопроката». А вы еще спрашиваете «почему?»…
Тяжкое похмелье или «7 ножей в спину российского рынка металлопроката»
Опубликованно: 29 октября 2008