Skip to content

Олимпийская взятка?

/Артем Зверев, Rusmet.ru/ Давно я вас не радовал скандалами. Если честно, я сам скандалы не очень люблю, практически никогда ничего о них не читаю, а очередные выходки Чавеса или Ахмадинеджада, скорее можно отнести не к скандалам, а к хорошей шутке, в каждой из которой как известно, есть доля правды. Причем в отношении металлургии последние шутки как правило содержат в себе куда больше правды, чем самой шутки, что уже заставляет скорее металлургов не смеяться, а плакать. Но сегодня я хочу поговорить не о харизматичных лидерах стран третьего мира, обладающих солидными запасами нефти и газа, а об относительно спокойном Китае, который хоть и приносит головную боль металлургам многих стран, но в скандалы предпочитает не ввязываться.


В азиатских культурах все-таки принято не выносить сор из избы – наша изба, сами и разберемся, однако иногда, благодаря относительной свободе, которую всем нам дала сеть Интернет, сор иногда из избы вылетает сам. И все было бы хорошо, если бы одна из австралийских газет не обратила бы внимание общественности на один любопытный факт, который ни один автор индустриальной колонки (есть ли кто-нибудь еще?) не имеет морального права пропустить.


Итак, теперь подробнее – один из крупнейших и популярнейших сайтов  Поднебесной Sina.com.cn поместил на своем ресурсе вопрос примерно следующего содержания: «Была ли взяткой милость BHP Billiton, которая предоставила топ-менеджменту Baosteel во время Олимпиады бесплатные билеты на соревнования, а также оплатила их проживания в пятизвездочных отелях Пекина?». На этот вопрос ответило 24 тысячи человек, из которых более 93% посчитали, что это была самая настоящая взятка.


Комментарии пользователей тоже весьма интересны. Одни пишут о том, что «теперь понимают, почему западные гиганты всегда выигрывают у китайских компаний на китайской же земле», другие наконец-то поняли, почему «крупнейший потребитель все-таки согласился на безумные условия» [имеется в виду повышение цен на железную руду на 96%], третьи пользователи наконец смогли понять почему «иностранцы всегда устанавливают цены на руду», четвертые же и вовсе были весьма категоричны – «Baosteel – предатели интересов китайского народа».


На самом деле, все немного по-другому. BHP Billiton действительно предлагала Baosteel билеты и размещение в отелях для топ-менеджмента компании, однако топ-менеджмент отказался. Вместо них подобными «льготами» разрешили воспользоваться среднему менеджменту и младшим сотрудникам компании. Вообще, англо-австралийская компания потратила на Олимпийских играх порядка 100 миллионов долларов, всего, по подсчетам китайских журналистов, компания так или иначе привезла на эти игры до 1700 человек – своих партнеров. И кстати, как пишут китайские газеты, Baosteel одна из немногих металлургических компаний Китая, которая запретила своим руководителям принимать подобные «подарки» от иностранных партнеров. Кстати, глава Китайской Ассоциации Чугуна и Стали был на открытии, также там присутствовал и Сяо Яцин – президент Chalco, который, говорят, «пожертвовал» своим местом на правительственной трибуне невдалеке от Ху Цзиньтао – премьер-министра Китая, чтобы сидеть рядом с Мариусом Клопперсом – руководителем BHP Billiton.


А теперь к прозе. Цены за август в Китае снизились, о чем я писал две недели назад, и это негативно отражается на прибыли металлургических компаний. Причем, на прибыли отразятся ни сколько чуть снизившиеся цены, сколько повышение цен на железную руду. Китайские компании сегодня примеряют на себя роль жертвы, а правительство пытается еще больше загнать их в сложное положение.


Вполне возможно, что возврат НДС по всему экспорту скоро будет отменен, а для экспорта некоторых видов продукции экспортная пошлина будет повышена с 5% до 10%. Казалось бы, зачем? В стране явное перепроизводство стали, государственные органы кричат о новом этапе строительного бума, однако сами металлурги прекрасно понимают, что впереди тяжелые времена. Разумеется, после Олимпиады – сейчас некоторый всплеск активности будет, однако в целом налицо тенденция – темпы роста промышленности и строительства начинают медленно снижаться. Одновременно, крупнейшие производители страны, особенно Baosteel, намерены нарастить производство продукции чуть ли не в два раза. Спрашивается, зачем? Зачем наращивать производство, когда в стране выпускается на 60 млн т стали больше, чем страна может переварить? Зачем увеличивать производство, когда Китай, несмотря на собственные, пусть бедные по содержанию железа, запасы железной руды, подсел на дорогой австралийский и бразильский импорт?


Думаю, ответ ясен. Олимпиада закончилась, и формирование гигантских китайских холдингов наконец-то началось – слились окончательно Anshan и Benxi, образовался крупнейший металлургический холдинг Hebei, включивший в себя крупнейшие металлургические компании одноименной провинции, и конечно же Baosteel – которая за последний год — полтора провела несколько крупных сделок по поглощениям конкурентов и партнеров. Все это означает, что очень скоро начнется второй этап реализации программы развития металлургии страны —  массированное сокращение неэффективных мощностей, которых в стране под 100 млн т. Правда, как мне кажется, сокращение начнется не сразу, а после того, как цены достигнут наиболее минимально возможного уровня.


Вернемся же к тому опросу, о котором я говорил в первой части колонки. Опрос опросом, но дело в том, что просто так ни один опрос никто не начнет. Поводом к проведению такого своеобразного опроса общественного мнения послужила публикация в одной из ведущих газет Китая, журналист которой как раз и присутствовал на трибуне во время открытия. Журналист не писал о том, что BHP Billiton давала взятку Baosteel, однако «вопрос в никуда» в статье задан все-таки был. Статью подхватили интернет-сайты, ее перепечатывали и другие издания. Казалось бы, все логично – громкие статьи часто перепечатываются и копируются, однако в Китае, учитывая цензуру и государственный надзор над СМИ, просто так ничего не перепечатаешь. Причем что самое интересное – по сути дела Baosteel то не виновата. Может быть, это своего рода сигнал компании на будущий год – Китай выиграл Олимпиаду, Китай не имеет права проиграть на следующий год в железорудных переговорах? А что это значит? Это означает, что в следующем году нас ждет кризис рынка железной руды… Только и всего.

Наверх

Мероприятие

с 1 февраля, 2023 по 7 февраля, 2023


Время начала - 09:00
Время завершения - 18:00

Индийская международная конференция по переработке материалов IMRC2023 Даты: 1-7 февраля 2023 Ассоциация НСРО РУСЛОМ.КОM совместно с Рейтинговым агентством Русмет организует бизнес-миссию в Индию, города Кочин и Мумбаи с участием в конференции.

Подробнее ...