Последним крупным поволжским активом, который попал в сводку сообщений о сделках-поглощениях, стал Самарский металлургический завод — в 2005 году он вошел в состав международного концерна Alcoa. Фактически, по-крупному, делить уже больше нечего. Но федеральные вертикально интегрированные металлургические компании (ВИМК) не успокаиваются. Только их интерес к Поволжью стал более выборочным и касается реализации, в первую очередь, узконаправленных проектов.
Последний из могикан
Из оставшихся региональных металлургических производств в ближайшее время сменит хозяина, очевидно, лишь нижегородский «Русполимет», созданный в 2005 году путем слияния Кулебакских металлургического и кольцепрокатного заводов. Это предприятие занимает 85% российского рынка кольцевых заготовок из специальных сплавов и сталей для статорных и роторных частей газотурбинных двигателей и энергоустановок. Претендент на поглощение — государственный холдинг «Русспецсталь» (РСС). В его задачи входит консолидация металлургических активов страны по производству специальных сталей и сплавов. Ранее «Русспецсталь» уже купила 100% акций металлургического завода «Красный Октябрь» (Волгоград) и установила контроль над Ступинской металлургической компанией.
Однако, несмотря на то, что председатель совета директоров РСС Игорь Завьялов называл вопрос о вхождении «Русполимета» в федеральный госхолдинг «решенным» еще весной этого года, сделки пока нет. По мнению аналитика инвестиционной компании «Финам» Дмитрия Баранова, это объясняется тем, что нынешние акционеры «Русполимета» (в том числе вице-губернатор Нижегородской области Виктор Клочай) никак не могут договориться о количестве продаваемых РСС акций и проводят оценку компании для установления справедливой цены.
В этой ситуации очевидно, что госкомпанию интересует как минимум контрольный пакет «Русполимета», и в ближайшее время процесс переговоров по этому поводу будет ускорен. Ведь госкорпорация «Ростехнологии», которая имеет существенное влияние на РСС, начнет интенсивное формирование отраслевых холдингов на основе тех 426 предприятий, госпакеты в которых недавно были переданы ей по указу президента Дмитрия Медведева. Конечным итогом новых конфигураций, по мнению г-на Баранова, станет формирование «Русспецсталью» мощного холдинга, который будет контролировать 60−65% металлургических производств, специализирующихся на выпуске специальных сталей и сплавов, необходимых для развития оборонной промышленности страны. «Русполимет», считает аналитик, будет представлять собой один из самых ценных активов госкорпорации.
Поближе к сырью
Новыми стройками в Поволжье заявила о себе «Северсталь». К началу 2011 года она планирует построить здесь два мини-завода по выпуску сортового проката и сейчас начинает готовить сырьевую базу. Для электроплавильного производства каждого мини-милла потребуется в год более миллиона тонн лома черных металлов, поэтому металлурги спешат закрепиться на этом рынке и в дальнейшем оптимизировать процесс производства проката.
«Северсталь-Втормет» (ломоперерабатывающее подразделение дивизиона «Северсталь Российская сталь») уже завершила сделку по приобретению своего нижегородского поставщика – «Стальинвеста». Мощность последнего, имеющего в области семнадцать производственных площадок, составляет сегодня 100 тыс. тонн лома черных металлов в год. Новый собственник рассчитывает через год собирать на этих площадках до 150 тыс. тонн за счет покупки новой погрузочно-разгрузочной и перерабатывающей техники.
Проекты строительства мини-миллов в Нижегородской и Саратовской областях региональные правительства одобрили еще год назад. Мощности каждого предприятия рассчитаны на выпуск ежегодно одного млн тонн сортового проката и ориентированы на рынок строительной арматуры, который прирастает на 30% в год. По прогнозам «Северстали», дефицит металла строительного назначения в Поволжье в ближайшие годы сохранится, 10−12% от общего объема потребления будут составлять импорт и поставки из других регионов России. Рост спроса на арматуру сопровождается повышением цен, добавляет Сергей Смыслов, представитель «Металлоптторга», одной из крупнейших металлоторговых компаний Нижегородской области. В первом полугодии 2008 года стоимость арматуры увеличилась на 120% — с 16 тыс. рублей за тонну до 36 тыс. Ежемесячные темпы роста замедлились, но на фоне высокого спроса цены продолжат движение вверх, прогнозирует трейдер. В такой ситуации логичным шагом металлургов является создание мощностей по выпуску строительного профиля рядом с рынком сбыта и снижение издержек за счет собственной сырьевой базы.
В конце мая инвестор определился с площадкой в Саратовской области: дочернее предприятие «Северстали» — «Северсталь — Сортовой завод Балаково» — разместится в одноименном муниципальном округе. Стройка в Балаково начнется после прохождения проектом государственной экспертизы и получения разрешения на строительство.
Нижегородский проект пока притормозил. Выделенная правительством области площадка в промзоне города Дзержинска не устроила инвестора: инженерно-геологические исследования, проведенные в ходе подготовительных работ, показали наличие в почве карстовых пустот, что существенно увеличивает экологические и технологические риски проекта. Тем не менее «Северсталь» не намерена уходить из области, и сейчас инвестору подыскивают другой участок для размещения мощностей. Нижегородский рынок лома черных металлов, по словам генерального директора «Северсталь-Втормета» Андрея Павлова, очень перспективен: в регионе развита металлообработка, поэтому лома образуется много. По данным отдела машиностроения и металлургии областного правительства, в области ежегодно собирается около трех миллионов тонн лома, из которых половина вывозится на металлургические предприятия за пределы региона. Одним из потребителей нижегородского металлолома является Череповецкий металлургический комбинат, входящий в «Северсталь».
Повелитель вод
Впрочем, не только металл интересует ВИМК в Поволжье. Весной этого года бенефициар Новолипецкого металлургического комбината (НЛМК) Владимир Лисин приобрел для своих нужд Волжское пароходство. По мнению г-на Баранова, этот шаг можно объяснить как тем, что речной транспорт нужен НЛМК, чтобы доставлять свою продукцию потребителям, так и тем, что речные грузовые перевозки дают возможность хорошо заработать на них – их объем растет на 7−9% в год.
В конечном счете транспортный холдинг г-на Лисина будет состоять из крупнейших отечественных речных пароходств: Северо-Западного пароходства, судоходной компании «Волжское пароходство», «Волго-Балтийской компании» и небольшого, но находящегося в хорошем состоянии нефтеналивного флота «Волга-флот танкер». Параллельно с этим голландская компания Universal Cargo Logistics Holding BV (UCLH), которая тоже контролируется Владимиром Лисиным, завершила сделку по приобретению 97,01% акций «Морского порта Санкт-Петербург» и 100% акций четырех стивидорных компаний у ее прежних владельцев, JS и Chupit Limited. Кроме того, UCLH сегодня контролирует Таганрогский морской торговый порт и является совладельцем перегрузочного комплекса в порту Усть-Луга (Ленинградская область). А сам НЛМК – основной владелец Туапсинского морского порта.
Таким образом, покупка Владимиром Лисиным транспортных активов – Северо-Западного (Санкт-Петербург) и Волжского (Нижний Новгород) пароходств – под собственные перевозки выглядит вполне логичной и обоснованной, потому как замыкает цикл «производство—транспорт—покупатель». Оба пароходства работают на внутренних водных путях, причем в основном на северо-западном направлении, до порта Санкт-Петербург. Северо-Западное пароходство группе «НЛМК» удобно еще и тем, что большая часть его судов специализируется на зарубежных морских перевозках (НЛМК, в свою очередь, экспортирует свою продукцию в 56 стран Европы, Южной и Северной Америки, Азии, Африки, Ближнего и Среднего Востока).
Очевидно, это не последнее приобретение ВИМК на территории Поволжья. И при ближайшем рассмотрении оно тоже укладывается в профиль металлургического бизнеса. Наверное, такие процессы тоже будут способствовать интеграции макрорегиональной экономики в общероссийское экономическое пространство.
Нишевый интерес
Опубликованно: 21 июля 2008