Skip to content

Болезнь роста

Украинские металлурги активно инвестируют в увеличение существующих и строительство новых мощностей, что позволит уже к 2012 году увеличить производство стали в Украине с нынешних 43 млн т до 60-65 млн т в год. Этому способствует рост спроса на сталь в мире, который, по экспертным оценкам, продлится не менее 15 лет. Однако дефицит мощностей украинских морских портов и железных дорог может ограничить металлургов в получении прибыли. Поэтому производители вынуждены инвестировать значительные средства в развитие транспортной инфраструктуры.

Железный спрос

Наблюдаемый сейчас в мире спрос на сталь подстегивает представителей горно-металлургического комплекса (ГМК) Украины вкладывать средства в модернизацию и расширение сталелитейных мощностей. Согласно планам, заявленным металлургами, до 2012 года в Украине предполагается выплавлять 60-65 млн т стали в год (+40-50% к выплавке 2007 года), из которых 53-56 млн т — в мартенах и конвекторах, а 7-9 млн т — в электропечах. А инвестиции в сталелитейные мощности страны в ближайшие десять лет, по оценкам Минпромполитики, превысят $25 млрд.

«Рост потребления стали на мировых рынках продолжится как минимум до 2022 года»,— уверен директор «Укрпромвнешэкспертизы» Владимир Власюк. Этому способствует рост потребления стали, вызванный индустриализацией развивающихся стран — Китая, Индии, Ирана, Бразилии — и стран Ближнего Востока. Подобная тенденция наблюдалась в 50-70-х годах прошлого века, когда происходило обновление индустрии Западной Европы и Японии. В ближайшие 15 лет основной прирост потребления стали будет обеспечивать Китай — до 2020 года 780 млн т ежегодно (в 2007 году — 421 млн т), уверены в госпредприятии «Укрпромвнешэкспертиза». «А затем центром роста потребления станет Индия»,— говорит господин Власюк.

Металл на прочность

Увеличивая производство стали, металлурги сталкиваются с трудностями в сбыте своей продукции, говорит гендиректор объединения предприятий «Металлургпром» Василий Харахулах: «Экспорт металлопродукции и железорудного сырья (ЖРС) ограничивается дефицитом железнодорожных вагонов». По его словам, на начало года дефицит вагонов составил около 15 тыс. единиц. С учетом их дальнейшего вывода из эксплуатации на конец года он превысит 24,6 тыс. единиц, а до 2020 года — 57,1 тыс. единиц, что будет препятствовать нормальной работе предприятий ГМК, считают в Минпромполитики.

Кроме того, в Украине отсутствует подвижной состав для наращивания объемов грузоперевозок, считает Владимир Власюк из «Укрпромвнешэкспертизы». По данным «Укрзализныци», в 2007 году госадминистрация эксплуатировала уже 82% от пропускной способности железной дороги. «Для модернизации транспортной инфраструктуры только в подвижной состав в 2008-2012 годах нужно инвестировать $10 млрд, еще по $2,5 млрд — в дорожное полотно и тяговый состав»,— считает господин Власюк.

Производство стали также сдерживается дефицитом коксующегося угля, отмечают в Мариупольском меткомбинате им. Ильича. В прошлом году потребности металлургов в коксующемся угле составили около 42 млн т, или 25,5 млн т угольного концентрата. При этом добыча коксующегося угля в Украине ежегодно падает и в 2007 году составила 28,4 млн т, что позволило обеспечить заявленную потребность коксохимических заводов страны лишь на 55%. Пока что дефицит углей покрывается их импортом, в основном из России, Польши и Казахстана. «Но уже в ближайшее время могут возникнуть сложности и с импортом угля из России, где 60% экспортируемого угля приходится на Украину, а в ближайшем будущем возможна переориентация поставок на более перспективный азиатский рынок»,— отмечает Василий Харахулах из «Металлургпрома».

Замдиректора «Госвнешинформа» Владимир Пиковский считает, что еще одним сдерживающим фактором для наращивания выплавки может стать дефицит металлолома. По данным «Укрпромвнешэкспертизы», на конец 2007 года запасы лома черных металлов в Украине оценивались в 594 млн т, но к 2012 году его потребление вырастет и приблизится к объемам заготовки. По мнению господина Пиковского, выходом из сложившейся ситуации может быть замена мартеновского способа выплавки стали на конвекторный, что снизит потребление лома, а также создание собственных ломозаготовительных компаний с высоким технологическим уровнем заготовки и переработки «тяжелого» лома. К примеру, такой компанией уже владеет «Интерпайп».

Личный транспорт

Поскольку модернизация транспортной инфраструктуры происходит недостаточными темпами, металлурги вынуждены проводить ее за собственные средства. По оценкам «Укрпромвнешэкспертизы», к 2012 году затраты компаний на решение проблем логистики составят не менее $150 на тонну мощностей и достигнут $3 млрд. Это увеличит срок окупаемости инвестпроектов. Так, по данным «Металлургпрома», в 2001-2007 годах метпредприятия приобрели около 5,5 тыс. вагонов, инвестировав в это порядка $280 млн. Среди крупнейших собственников подвижного состава — компании «Метинвест», «Интерпайп», ММК им. Ильича и «АрселорМиттал—Кривой Рог». В «АрселорМиттал—Кривой Рог» говорят, что намерены увеличить парк полувагонов с 400 единиц в 2007 году до 1,5 тыс. к 2010 году. В «Запорожстали» сообщили, что уже инвестировали в парк полувагонов (550 единиц) 160 млн грн. А в ММК им. Ильича заявляют, что еще в 2004 году приобрели 350 вагонов по перевозке листового проката в рулонах и намерены продолжить увеличение парка. «Приобретение вагонов в собственность — очень капиталоемкая задача даже для металлургов. Но ожидаемые доходы от экспортных продаж, а также обязательства по поставкам продукции в срок заставляют меткомпании делать инвестиции в вагоны, которые являются непрофильным активом для них»,— отмечает начальник аналитического отдела ИФГ «Сократ» Константин Степанов.

Не позволяет увеличивать операции экспортных и импортных поставок загруженность морских портов. Инвестируя в перевалку в портах, компании рассчитывают решить проблему дефицита коксующихся углей. Сейчас, по словам аналитика ИК Concorde Capital Евгения Червяченко, поставки угля из Австралии и Северной Америки судами дедвейтом (грузоподъемность) менее 100 тыс. т, нерентабельны, а украинские порты способны принимать суда грузоподъемностью до 30 тыс. т. Поэтому компания «Метинвест» уже реализует проект строительства комплекса в Севастополе, который позволит принимать суда дедвейтом до 140 тыс. т. А компания «Причалы Коминтерна» собирается построить терминал по перегрузке ЖРС и угля мощностью 10 млн т в порту «Южный», где одновременно смогут обрабатываться два судна дедвейтом 100 тыс. т каждый. Кроме того, «Смарт-холдинг» планирует построить комплекс по перевалке 15 млн т ЖРС и 5 млн т коксующегося угля в порту Очаков.

Болезнь роста.

2 мин.

Опубликованно: 9 октября 2006

Промышленные новости

После объединения алюминиевые предприятия станут точками социального напряжения.


В России скоро должна появиться огромная алюминиевая компания. РУСАЛ, СУАЛ и Glencore планируют создать объединенную компанию, которая станет мировым лидером алюминиевой отрасли. Однако при всех плюсах эксперты предупреждают о возможных социальных проблемах, которые могут возникнуть.

«В ходе объединения СУАЛ-холдинга и РУСАЛа можно ожидать всплеска активности со стороны их трудовых коллективов, которые могут добиваться пересмотра соцгарантий», – заявляет генеральный директор инвестиционной компании «Благодать Секьюритиз» Всеволод Чащин. Как отметил аналитик, при крупных изменениях возможен пересмотр трудовых взаимоотношений.

«УралПолит.Ru» уже писал про митинг металлургов в Каменск-Уральском, организаторы которого ссылались на межотраслевое тарифное соглашение между правительством Свердловской области и горно-металлургическими профсоюзами. Согласно ему, зарплатный минимум металлурга низшего (1) разряда составляет примерно 11 тыс. рублей. По словам Табатчикова, такую сумму получают металлурги V разряда.

Руководители завода не соглашаются с организаторами митингов. По их утверждению, зарплата квалифицированных рабочих УАЗа превышает среднеобластной и среднеотраслевой уровень. При этом они заявляют, что действия так называемой инициативной группы не отражают и не могут отражать интересы рабочего коллектива, и направлены на удовлетворение потребностей нескольких частных лиц.

Как сообщил «УралПолит.Ru» один из создателей инициативной группы Сергей Коган, в инициативной группе есть представители всех 12 участков завода. «Нас поддерживает большинство работников завода», – сообщил он.

После митинга руководителям завода пришлось встретиться с инициативной группой. Как рассказали представители инициативной группы, разговор был жестким. «Мы разговаривали как будто на разных языках. А под конец встречи нам сообщили, что вообще скоро нас всех уволят», – рассказал источник.

При этом, по его словам, в самом ближайшем времени на крупном предприятии, где сейчас работает порядка 6 тыс. человек, начнутся массовые сокращения. «Нам сказали, что останется 500 человек», – рассказал представитель группы. 

Наверх

Мероприятие

с 1 февраля, 2023 по 7 февраля, 2023


Время начала - 09:00
Время завершения - 18:00

Индийская международная конференция по переработке материалов IMRC2023 Даты: 1-7 февраля 2023 Ассоциация НСРО РУСЛОМ.КОM совместно с Рейтинговым агентством Русмет организует бизнес-миссию в Индию, города Кочин и Мумбаи с участием в конференции.

Подробнее ...