Сегодня американский Минторг проводит слушания, является ли российская экономика рыночной. Через несколько недель чиновники вынесут вердикт. Положительное решение даст нашим экспортерам право доказывать отсутствие демпинга ссылкой на свои реальные затраты. Выгодные американцам аналогии с Турцией или Венгрией станут неуместны, а меры против демпинга будут касаться конкретного предприятия, а не отрасли. Есть у рыночного статуса и минус: изыскав в России субсидирование экспорта, США смогут вводить компенсационные меры. Очевидно, что субсидиями не стоит злоупотреблять. Но понятие это растяжимое, оно скоро включит в себя дешевое монопольное электричество и дешевую рабочую силу.
Еще недавно, на волне антитеррористической близости, американцы обещали нам поддержку при вступлении в ВТО, рыночный статус и отмену архаичной поправки Джексона — Вэника, введенной в наказание за то, что СССР остановил эмиграцию евреев в Израиль. Но недавно главный по пересмотру статуса России — торговый представитель США Роберт Зеллик — предупредил, что и с отменой поправки будут трудности. Что характерно, из-за ветеринарного запрета на миграцию окорочков в Россию. Возможно, и в рыночном статусе откажут — под благовидным предлогом: не дозрели. Ну да, мы сами ежедневно пишем в газете об антирыночных барьерах. Но статус — это совсем о другом.
Если Минторг США откажет России, это будет большим поражением нашей страны. Но не поражением в рыночных реформах, а внешнеполитической неудачей. Несмотря на активную поддержку борьбы с терроризмом и разные уступки, нас все равно «опускают». Утешение одно: после введения Бушем запретительных пошлин на сталь мы не одиноки в своем разочаровании торговой политикой США.
Похоже, раздраженная Европа нашла-таки что ответить Бушу. Страны ЕС согласовывают список из 316 ввозимых из США в Европу товаров, на которые будут введены высокие пошлины. Это та же сталь, ткани и одежда, автомобили, бумага, продукты питания и даже зубные щетки, шариковые ручки и ударные инструменты. И много чего еще — европейцы выбрали чувствительные для США статьи.
Правда, с введением этих мер есть проблема. ЕС может повысить пошлины сразу, если Штаты откажутся заплатить компенсацию сталеварам Европы. Но сделать так — пойти в обход ВТО. Конечно, ЕС может и пожаловаться в ВТО, но рискует проиграть, оставшись без денег и права на ответ США. В неловком положении и сама ВТО: рассудит, что права Европа, — Штаты обидятся; а в противном случае — и вовсе авторитет потеряет.
Есть, однако, существенное различие между обиженным на стальной протекционизм ЕС и Россией. Европа сможет ответить США, а борьбу ведет за отмену барьеров. Нам даже ответить не удалось, не то что за отмену побороться. Зато обещание премьера Касьянова впустить обратно окорочка в течение 10 — 30 дней «в обмен» на мелкие поблажки металлургам дает надежду, что Роберт Зеллик все-таки признает Россию страной с рыночной экономикой.