Чтобы удержаться на рынке, предприятия отрасли реализуют разнообразные инвестпроекты
Одной из заметных тенденций последних лет является стремление крупных игроков удержать свои позиции на рынке за счет вложений в развитие производственных фондов и реализации долгосрочных инвестиционных проектов.Так, ММК в настоящее время реализует масштабную инвестиционную программу, рассчитанную на период до 2013 года. Один из главных ее проектов – строительство стана-5000, завершить которое планируется летом 2009 года. Лист со стана-5000 предприятие планирует поставлять ОМК, ТМК и ЧТПЗ по 500–600 тыс. т в год каждому. Кроме того, комбинат расширяет сортовое производство.
Ожидаемый рост производства на ОАО «ММК» обусловил необходимость строительства новой коксовой батареи. В декабре прошлого года комбинат заключил контракт на строительство и комплексную поставку оборудования основного объекта комплекса коксовой батареи №11-бис с чешской компанией Vitkovice Heavy Machinery A.S. Общая стоимость контракта составит 142 млн. евро. Реализация проекта, рассчитанного на три года, позволит увеличить общее производство кокса до объемов, необходимых для выпуска 12 млн. т чугуна в год, а также провести реконструкцию существующих объектов КХП без значительного снижения производства кокса.
Кроме того, в прошлом году Магнитогорский металлургический комбинат начал реализацию крупных инвестиционных проектов за пределами своей производственной площадки. Речь идет, прежде всего, о строительстве завода штампованных компонентов в Санкт-Петербурге и металлургического комплекса на территории Турецкой республики. Официальная церемония начала строительства металлургического комплекса российско-турецкого металлургического предприятия «ММК-Атакаш» состоялась в марте этого года. Новый завод, который разместится на двух площадках – возле Искендеруна и Стамбула – будет производить порядка 2,4 млн. т в год различного листового проката из лома и металлизованного сырья.
Летом прошлого года комбинат приобрел 75 % пакет акций санкт-петербургского ЗАО «Интеркос-IV». Эта компания производит крупногабаритные штампы, пресс-формы весом до 70 тонн и штампованные детали для автомобилестроителей и производителей бытовой техники. Приобретение доли в ЗАО «Интеркос-IV» вписывается в концепцию ММК стать стратегическим поставщиком для автопроизводителей. Таким образом, ММК обеспечивает свое присутствие на рынке металлопродукции Северо-западного региона, усиление влияния на рынке поставок штампов и компонентов для иностранных промышленных компаний в России.
В минувшем году метхолдинг сделал первый шаг к участию в угольном бизнесе, купив 10,75 % акций крупного российского производителя угля и угольных концентратов «Белон» у компании Sapwood Investments Ltd. А в марте этого года ММК объявил о создании стратегического альянса с ОАО «Белон», купив 50 % акций компании Onarbay Enterprises Ltd, владеющей 82,6 % акционерного капитала «Белона». Акции приобретены у компании Sapwood Investments Ltd за $230,4 млн. В результате косвенная доля «ММК» в управлении компании «Белон» увеличилась до 41,3 %.
Эта покупка, дающая ММК возможность участвовать в прибыли «Белона» и развитии его угольного бизнеса, поднимает обеспеченность комбината сырьевыми ресурсами на новый уровень. В результате сделки, по данным пресс-службы ММК, комбинат к 2012 году покроет 55 % своей потребности в концентрате коксующегося угля и 60 % энергетического угля.
Группа ЧТПЗ в ближайшие три года планирует инвестировать в трубный бизнес свыше $1 млрд. долларов. Около $500 млн. будет направлено на возведение нового цеха по производству труб большого диаметра, где планируется выпускать трубы с толщиной стенки 22 мм для нужд Газпрома и Транснефти. Также $400 млн. Группа ЧТПЗ инвестирует в строительство сталеплавильного комплекса, призванного обеспечить трубные заводы заготовкой. Строительство комплекса планируется завершить в конце текущего года. Еще $150 млн. будет вложено в развитие сервисного сегмента. Основной целью инвестпрограммы является увеличение качества выпускаемой продукции и постепенный рост доли толстостенных труб в общем выпуске.
На ЧЦЗ (входит в группу ЧТПЗ) реализуется обширная инвестиционная программа, рассчитанная на 1,8 млрд. рублей до 2009 года. Финансовые вливания необходимы для построения вертикально-интегрированной структуры для обеспечения завода сырьем. В 2006 году была приобретена компания «Nova-цинк», которая разрабатывает казахстанское месторождение свинцово-цинковых руд. В прошлом году ЧЦЗ выиграл лицензию на Амурское месторождение цинка в Челябинской области. Как считают на заводе, при объеме производства в 200 тыс. т к 2010 году эти два актива будут обеспечивать около 45 % потребности в концентрате.
На уральских предприятиях Евраза также реализуется ряд инвестпроектов. Так, на Качканарском горно-обогатительном комбинате в мае началась реализация инвестиционного проекта по модернизации цеха обогащения – одного из важнейших подразделений предприятия. Здесь происходит разделение добытой руды на железосодержащий концентрат (применяется для производства основной продукции комбината – агломерата и окатышей) и щебень. Всего в цехе обогащения Качканарского ГОКа в течение года будет установлено и обновлено 63 технологических агрегата.
Реализация проекта позволит увеличить объемы переработки руды в цехе обогащения на 2 миллиона тонн в год, дополнительно получать 76 тысяч тонн концентрата, повысить процент железа, извлекаемого из добываемой на предприятии руды, увеличить объемы и качество выпускаемого щебня.
Обновление основных производственных фондов реализуется на Качканарском горно-обогатительном комбинате в рамках комплекса мероприятий по замене устаревшего оборудования. Уже завершена реализация трехлетнего инвестиционного проекта по оснащению газоочистными установками двух комплексов по производству агломерата. Модернизированы агломашины фабрики окускования, производится установка нового оборудования «Sandvik» в цехе дробления обогатительной фабрики. В 2008 году запланировано увеличение объема добычи руды за счет ввода в работу дополнительной техники и повышения мощности транспортного процесса.
Известны также планы Евраза по реконструкции Нижне-Тагильского металлургического комбината (НТМК). По словам вице-президента по корпоративным вопросам Павла Татьянина, реконструкция кислородно-конверторного цеха ОАО «Нижнетагильский металлургический комбинат» станет основным инвестпроектом Евраза в России на ближайшее время. В 2008 году Евраз планирует потратить на модернизацию двух из четырех конверторов 2,5 млрд. рублей. Реконструкция колесопрокатного цеха будет закончена в этом году, на это планируется потратить 150 млн. рублей. В ходе следующего этапа модернизации будет запущен участок термической обработки колес. На это будет направлено 2–2,5 млрд. рублей.
Модернизирует производственные мощности и ОАО «Мечел». В мае компания объявила о запуске в эксплуатацию новой прядевьющей машины и карьерного экскаватора на своем дочернем предприятии ОАО «Белорецкий металлургический комбинат». Производительность новой машины составляет более 4 тыс. тонн в год. Стоимость проекта составила около 40 млн. рублей (около $1,7 млн.). Новые приобретения сделаны в рамках инвестиционной программы ОАО «БМК».
Также в минувшем месяце ОАО «Комбинат Южуралникель» (Орск), входящее в Мечел, и компания Bateman Engineering заключили контракт на строительство нового плавильного комплекса для никелевого предприятия группы. Контракт подписан в рамках реализации инвестиционной программы ОАО «Комбинат Южуралникель», направленной на коренную модернизацию производственных мощностей предприятия. Стоимость проекта — $31 млн. Работы по выполнению условий контракта начнутся в ближайшее время. Ввод объекта в эксплуатацию запланирован на конец 2009 года.
На днях Мечел возобновил строительство железной дороги в Якутии. После шестилетнего затишья на трассе, вызванного отказом министерства путей сообщения от инвестиционного участия в проекте, компания открыла финансирование строительства 320-километровой железной дороги Улак-Эльга. Напомним, в прошлом году Мечел выиграл аукцион по продаже Эльгинского угольного месторождения и имущества компании «Российские железные дороги» в виде уже построенных 60 километров пути.
Планируется, что в этом году будет построено 120 км железнодорожного пути и притрассовая автомобильная дорога к Эльгинскому месторождению протяженностью более 300 километров. Параллельно с возведением железнодорожного пути начнется разработка и самого Эльгинского месторождения.
В проект дороги также входит строительство 420 искусственных сооружений, среди которых 194 моста. Планируемая пропускная способность пути после завершения всех этапов строительства составит 25–30 млн. т в год. Ввод в постоянную эксплуатацию железной дороги произойдет не позднее 30 сентября 2010 года. В соответствии с программой капитальных вложений на 2008–2012 годы Мечел планирует инвестировать в строительство железной дороги около $1,3 млрд.