ознаменовалась резким скачком цен: металлурги объявили о повышении с 1
апреля стоимости трубной заготовки и рулонного проката до 50%. Трубники
протестовали незамедлительно: им при таком раскладе придется поднять
стоимость конечной продукции на 15 — 25% (см. «С цены
сорвались», «Э-У» № 13 от 31.03.08). По цепочке волна недовольства
докатилась и до основных потребителей — нефтегазовых компаний: они
обратились в Федеральную антимонопольную службу России (ФАС). В начале
апреля ведомство начало проверку соблюдения антимонопольного
законодательства крупнейшими металлургическими компаниями
(«Северсталью», Магнитогорским комбинатом — ММК, «Уральской сталью»,
Новолипецким комбинатом — НЛМК) в части установления цен на продукцию, используемую при производстве труб нефтегазового сортамента. Пока ФАС анализирует ситуацию.
65%, коксующийся уголь впервые в истории преодолел отметку в 300
долларов за тонну, подорожав втрое. Казалось бы, высокий уровень
вертикальной интеграции российских меткомпаний, за исключением ММК,
может им позволить нивелировать риски, связанные с повышением цен на сырье. Но включенность России в мировую экономику, а также рост затрат на
железнодорожные перевозки и электроэнергию не оставляют такого шанса.
По словам аналитика ИК «Проспект» Дмитрия Парфенова, принципы
консолидации и финансовой отчетности метхолдингов таковы, что в
сущности им все равно, от какой деятельности получать доход: наращивать
цены в горнорудном сегменте, снижая рентабельность в
металлургическом переделе, или продавать своим предприятиям по
заниженной цене руду и уголь и увеличивать маржу в стальном сегменте.
20 — 25% за год. По данным ММК, лидером роста стал сортовой прокат —
плюс 37%. Магнитка объяснила подъем отпускных цен в первую очередь
изменением структуры реализации продукции в сторону увеличения продаж на внутренний рынок (они достигли 60%), традиционно более дорогой.
барыши. Финансовые рекорды продолжал ставить Евраз Груп: по итогам
прошлого года компания получила 2,14 млрд. долларов чистой прибыли при
выручке 12,8 млрд. долларов. Глава компании Александр Фролов отметил:
добиться таких результатов удалось за счет консолидации результатов
деятельности вновь приобретенных активов (в первую очередь Oregon
Steel) и расширения производства на существующих предприятиях. Кроме того, средняя цена реализации металлопродукции группы выросла в 2007 году на 43% до 688 долларов за тонну. Рост доходов на
54,5% в основном произошел за счет стального дивизиона, причем почти
половину выручки обеспечили продажи в России: экспорт сортового проката
с ЗапСиба, Новокузнецкого меткомбината и НТМК практически полностью был
перенаправлен в Россию и страны СНГ.
рынок слияний и поглощений. В первом полугодии текущего года Евраз
Групп планирует завершить интеграцию пяти украинских активов,
принадлежавших ранее группе «Приват». Как сообщил старший
вице-президент Евраза Павел Татьянин, после того, как Днепропетровский
метзавод им. Петровского войдет в состав группы, поставки украинского
строительного проката на европейскую часть России будут увеличены, а мощности уральской и сибирских площадок переориентируют на потребности своих и соседних регионов.
нижнетагильской площадке снова откладывается: руководство компании
заявило о намерении вернуться к этому вопросу после выкупа
25-процентного пакета акций ОАО «Завод по производству труб большого
диаметра» (75% акций Евраз уже консолидировал) у Российского фонда
федерального имущества (РФФИ). Аукцион был намечен на 12 мая, однако РФФИ сообщил об отмене торгов. Причины не озвучены, и как это повлияет на планы Евраза — не ясно.
НТМК, инвестиции в этом году составят 2,5 млрд. рублей. Также
начинается модернизация производства рельсов, в нее будет вложено более
500 млн. евро до 2011 года. В результате выпуск продукции для нужд РЖД
увеличится на Нижнетагильском меткомбинате до 950 тыс. тонн, на
Новокузнецком — до 750 тыс. тонн в год. Сейчас Евраз — единственный
российский производитель рельсов (в 2007 году РЖД поставлено 850 тыс.
тонн). Разрушить монополию в этом сегменте намерен «Мечел», объявивший о планах строительства к 2010 году рельсобалочного стана мощностью более 1 млн. тонн на Челябинском металлургическом комбинате.
79%) мощностями. Вслед за покупкой осенью прошлого года Братского
завода ферросплавов группа начала сделку с приобретения компании Oriel
Resources (Великобритания), владеющую в частности Тихвинским заводом
ферросплавов (Ленинградская область). Магнитка сосредоточилась на уменьшении сырьевой зависимости и пошла на
создание стратегического альянса с «Белоном»: доля комбината в капитале
крупного российского производителя угля увеличилась до 41,3%. ММК не
упустит возможности нарастить ее: к 2012 году угольные мощности
«Белона» планируется поднять в 2,3 раза до 10,8 млн. тонн, что покроет
55% потребностей меткомбината в угольном концентрате и 60% — в
энергетическом угле. При этом компания Виктора Рашникова не чуждается
зарубежной экспансии. В Турции началось строительство совместного
предприятия «MMK Atakas AS», который будет производить порядка 2,4 млн.
тонн в год листового проката. Также Магнитка сделала предложение о
покупке контрольного пакета иранского сталелитейного гиганта Esfahan
Steel.
активность российских металлургов в части приобретения как зарубежных,
так и российских активов не ослабеет.
январе — феврале 2008 года по сравнению с соответствующим периодом
2007-го составил 4,1%. По итогам текущего года этот показатель может
подняться довольно значительно, перевалив за 4%, считает аналитик ИК
«Финам» Денис Горев.
50%. Коррекции стоимости сырья можно ожидать только в 2009 году», —
отмечает аналитик ИК «Брокеркредитсервис» Олег Петропавловский.
Сохранение такой ситуации должно позитивно сказаться на
финансовых результатах работы компаний. Хотя Дмитрий Парфенов не
исключает, что рентабельность металлургов может снизиться в пределах
5%: вряд ли они смогут увеличить цены на металлопрокат адекватно сырьевому росту, этот процесс будет ограничиваться потребительским спросом.
металлопроката пока не предвидится. По прогнозам экспертов, в целом по
стране оно вырастет на 4 — 5%. В разных сегментах динамика будет отличаться. По словам Парфенова, спрос на
прокат с покрытием и горячекатаный прокат будет чуть выше, чем в
среднем по рынку, серьезного роста в сегменте листа и заготовки для
труб не намечается, а потребление арматуры и строительного проката,
наоборот, может вырасти до 80% за год. Производители готовятся к такому
буму: в частности Нижнесергинский метизно-металлургический завод
(контролируется НЛМК) планирует в 2008 году произвести 1,4 млн. тонн сортового проката (результат 2007-го — 954 тыс. тонн).
800 — 1700 рублей за тонну металлолома: это самый сильный скачок за
последнее время. Наиболее напряженная ситуация во второй половине марта
установилась на Урале, где практически все потребители
предлагают за тонну металлолома свыше 10 тыс. рублей (с НДС и
доставкой). Ситуацию усугубит увеличивающийся дефицит лома, связанный с
ростом потребления (выплавка электростали до 2010 года вырастет с 14 до
18 млн. тонн).
реализации интересных инвестпроектов, безбедное будущее обеспечено:
сбыт гарантирован увеличением строительства, государственными проектами
и потребностями нефтегазовой отрасли. Благоприятная конъюнктура
позволит отечественным компаниям еще долгое время быть успешными как по
уровню рентабельности, так и по динамике роста.
стана-5000 в Нижнем Тагиле: перспектив у проекта нет, опередили
конкуренты. Об упущенных возможностях управляющий директор НТМК Алексей
Кушнарев не жалеет: финансовые ресурсы нужны на модернизацию действующего производства, что для конкурентоспособности компании важнее.
строительства стана-5000 в Нижнем Тагиле затормозился, хотя был
разработан гораздо раньше, чем за него взялись конкуренты?
все не хватило денег. В первую очередь нужно было решать вопросы
доменного цеха: печи работали с 40-х годов. Сегодня мы поставили две
новых современнейших в Европе печи. Также нужно было что-то делать с
колесным производством, иначе нас просто вытеснили бы с рынка. Примерно
три года назад была такая ситуация, когда мы полтора месяца стояли,
потому что руководство РЖД сказало, что наши колеса не сертифицированы
и не отвечают необходимым требованиям. Тогда мы приняли правильное
решение — модернизировать существующие мощности, потом браться за новые
проекты.Хотя сама идея строительства толстолистового стана
(возможно, немного меньше, чем 5000) представляется актуальной. В
России создан судостроительный холдинг, а мы 100% листа для этих нужд
покупаем на Западе. Потребность составляет порядка 1 млн. тонн.
В металле нуждается и мостостроение. Я считаю, что продукция
толстолистового стана будет востребована.
все время существования. Рекорд поставил конвертерный цех (в этом году
ему исполняется 45 лет) — 3,8 тыс. тонн стали. Но самое главное — не
валовые показатели, а выпускаемый сортамент: сегодня это слябы, которые
поставляются как на экспорт, так и на внутренний рынок,
колеса, рельсы. В целом я доволен достигнутыми показателями, наш
результат — один из лучших среди предприятий Евраза. Задача —
продолжать развитие. По стали на большой прирост мы не рассчитываем, увеличим производство на
10 — 20 тыс. тонн в этом году. Это объясняется тем, что мы начали
большую реконструкцию конвертерного цеха, за два года полностью его
обновим: по очереди поменяем все четыре конвертера, поставим совершенно
новые. Один сталеплавильный агрегат уже ввели осенью прошлого года, два
планируем сделать в текущем и последний — весной 2009 года. Таким
образом, мы решим задачу увеличения производства (на 400 тыс. тонн в год) и самое главное — снимем экологические вопросы.
транспортный металл растет наиболее динамично. Ожидаем увеличения
заказов в связи с Олимпиадой в Сочи. Востребованной становится
продукция цеха прокатки широкополочных балок (шириной более метра). Он
был единственным в Советском Союзе. К сожалению, потом наша
стройиндустрия перешла на сварные профили — все хотели
использовать менее металлоемкие конструкции, и этот сортамент был
потерян. За последний год появилось много заказов на цельнокатаную балку: это более надежная конструкция. Мы возобновляем производство, ради которого и строился этот цех. На колеса и рельсы у нас стабильный
заказ от РЖД, этой продукцией интересуются страны СНГ, а также
иностранные потребители (Канада, США), но мы сегодня к этому не готовы:
не можем обеспечить требуемые механические свойства. К концу этого года
планируем завершить реконструкцию колесного производства и с 2009-го
сможем по высоким стандартам отгружать продукцию в любой уголок мира. С
рельсами придется подождать до 2010 — 2011 годов.