общей сложности к 2012-2013 гг. производство металлопродукции должно увеличиться, согласно стратегии, по сравнению с 2008 г. более чем в 2 раза — до 12.4 млн т. К 2011 г. мощность площадок по сбору и переработке металлолома составит около 8 млн т. Общий уровень инвестиций в реализацию этой стратегии составит около $3.8 млрд.
Долги Макси-групп
Отметим, что на момент объявления сделки общий долг Макси-групп составлял около $1.8 млрд. При этом, по условиям сделки, в первой половине 2008 г. Макси-групп должна провести дополнительную эмиссию акций на сумму около $1.2 млрд, Этот выпуск НЛМК и бывший единоличный владелец Макси-групп Николай Максимов выкупят пропорционально долям. Таким образом, НЛМК берет на себя рефинансирование долгов вновь приобретенного актива. В результате, учитывая, что Макси-групп обошлась НЛМК примерно в $2.4 млрд ($600 млн сумма сделки плюю $1.8 млрд долгов), а также принимая во внимание тот факт, что НЛМК намерен взять крупный кредит около $2 млрд, на конец 2008 г. консолидированный чистый долг, по нашим расчетам, составит $638.1 млрд.
Рыночная конъюнктура
Для НЛМК сделка по покупке Макси-групп фактически означает выход на новые рынки сбыта, где раньше компания не присутствовала: сортовой прокат и трубная продукция. В какой-то степени это можно отнести к попыткам диверсифицировать свой бизнес. Что касается перспектив российского рынка стали, доля которого в общей структуре продаж НЛМК составляет около 40%, то наш рынок в настоящее время можно отнести к одним из самых перспективных и быстрорастущих в мире. Главная причина — рост потребления металлопродукции, в основном, сортового проката (арматуры), труб, оцинкованного проката, в таких отраслях, как строительство, машиностроение, нефтегазовой промышленности и др.
Новые рынки сбыта для НЛМК
Особенно сильный рост демонстрирует строительная отрасль. Так, по данным Госкомстата, к 2010 г. по сравнению с 2006 г. объемы возведения объектов для жилья вырастут на 45% до 80 млн м2 (к 2015 г. ожидается рост до 140 млн м2), а объемы коммерческого строительства вырастут на 44% до 10.8 млн м2. Основными факторами, «подстегивающими» рост объемов строительства, являются растущие инвестиции в инфраструктурные проекты, развитие национальных проектов (программа «Доступное жилье»), развитие ипотечного кредитования, рост доходов населения и некоторые другие.
По прогнозам Научно-исследовательского института железобетона, выпуск этой продукции к 2010 г. увеличится по сравнению с 2007 г. на 30% — с 56.3 млн м3 до 72 млн м3. Добавим, что потребности в арматурной стали всех видов к 2010 г., по мнению экспертов НИИЖБ, по сравнению с 2007 г. возрастут с 4.1 млн т до 5.2 млн т (+27%).
В 2008 г. потребление сортового проката ожидается на уровне 15-15.2 млн т, что
на 20.5% больше, чем в 2007 г., и на 43% выше, чем в 2006 г. Средние темпы роста потребления сортового проката в России за последние 4 года составили 14.7%, что является очень высоким показателем.
С покупкой Макси-групп доля НЛМК в продажах арматуры на внутреннем рынке по итогам 2007 г. составила около 26%. По планам компании, к 2011 г. доля продаж НЛМК в общероссийской структуре потребления арматуры увеличится до 29%.
Трубный бизнес — также новинка для НЛМК. Отметим, что этот сегмент российского рынка металлопродукции считается довольно перспективным за счет высокого спроса со стороны нефтегазовых компаний и машиностроительного сектора.
За последний год стоимость основных видов продукции НЛМК сильно выросла. Кроме того, в начале 2008 г. цены увеличились вновь, в связи с повышением цен на основное сырье — железную руду и коксующийся уголь. Так, поставки арматуры через порты Черного моря (FOB) стоят уже почти $700 за тонну, что является абсолютным рекордом! Не отстают и цены на холоднокатаный и оцинкованный лист. На наш взгляд, в течение года стоимость основных видов металлопроката будет в среднем на 5-7% выше прошлогодних уровней. По крайней мере, ведущие металлурги, такие как ArcelorMittal, уже объявили о повышении цен на прокат в I квартале на 6-9%. На наш взгляд, летом возможна незначительная коррекция цен, а ближе к концу года за счет фактора сезонности цены могут снизиться еще больше. В нашем расчете прогноза выручки в 2008 г. мы решили повысить отпускные цены на все виды продукции НЛМК на 7%, что, на наш взгляд, вполне адекватно
сложившейся рыночной конъюнктуре.
Что касается прогнозов на более долгосрочную перспективу, то здесь мы используем достаточно консервативный подход. Ценовая конъюнктура рынка металлопродукции является довольно цикличной: за годом спада следовал год подъема. Только в последние 2-3 года мы наблюдаем постоянный рост. На наш взгляд, в следующем году не исключена стабилизация цен и даже незначительная коррекция по отдельным видам проката. Начиная с 2009 г. мы прогнозируем плавное снижение стоимости проката, которое будет связано в первую очередь с ростом импорта из Китая, а также с тем, что есть вероятность того, что прекратится рост цен на основное сырье — железную руду и коксующийся уголь.
В нашу модель дисконтированных денежных потоков мы заложили постепенное снижение цен на все виды проката НЛМК, начиная с 2009 г. Отметим, что это консервативный подход, но несмотря на это, upside выглядит достаточно прилично.
/Антанта Капитал/
Перспективы развития Макси-групп
Опубликованно: 28 марта 2008