РОЖКИ БУША
Россия может изменить Америке с Европейским союзом
Александр ЛИВШИЦ
На прошлой неделе Россия вступила в войну с США. Курино-стальную. К этой войне, несмотря на ограниченность своих ресурсов по сравнению с могущественным в финансовом отношении противником, Москва готовилась заранее, сознавая ее неизбежность. Война, увы, даже торговая — вещь суровая. Решение администрации Буша-младшего увеличить до 30 процентов пошлины на импорт 16 видов российской стали больно ударит по российским металлургам.
Им придется затягивать пояса вместе со всем российским населением, которое кормилось возле их производственных комплексов и которому дешевые американские куриные окорочка не мешали. Однако логика войны требует ответа ударом на удар, а кто и как способен его держать — вопрос отдельный. Этот вопрос «ОГ» и попыталась прояснить, отдавая приоритет более важной для России стальной проблеме. Наш зксперт — заместитель гендиректора компании «Русский алюминий».
Решение американского президента выглядит, мягко говоря, старомодным. Размахивая пошлинами, как секирами, страны сражались друг с другом еще до создания ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле. — Ред.). И до того умаялись, что в конце концов создали сначала ГАТТ, а потом ВТО, цель которой как раз в том и состоит, чтобы государства могли отстаивать свои экономические интересы, не используя пошлину как инструмент вообще.
Понятно, что в России последствия американского демарша будут сугубо отрицательными не только для отрасли, но и для всей экономики. Суммы прямого ущерба приведены официально: 400-500 миллионов долларов в год. Время действия пошлин — три года. Сосчитать очевидные убытки нетрудно. Будут и косвенные отрицательные эффекты: потерянные рабочие места и зарплаты, недополученные налоги…
И в связи с этим мне видится несколько направлений, по которым мы должны двигаться. Во-первых, российскому государству следует проявить внимание к проблемам металлургии. Я не имею в виду финансовые вливания в отрасль: ее предприятия — частные структуры, и у них нет оснований рассчитывать на государственные деньги. Но есть другие инструменты. Можно снизить экспортные пошлины на металл. Можно «персонально» для металлургов, пострадавших от санкций, пересмотреть железнодорожные тарифы.
Кроме того, следует отстаивать те позиции на внешних рынках, которые остались. В первую очередь — соглашение с Евросоюзом. И, конечно, нужно очень конкретно разговаривать с американскими партнерами о том, каково теперь наше место на их рынке. И каким бы это место ни оказалось, держаться за него. По крайней мере, до тех пор, пока не найдены иные возможности для экспорта. У решения Буша весьма сложная конфигурация. Там оставлены квоты и для нас, и для Украины, и для кого-то еще. Но они пока не расписаны четко. Ясно, что в такой ситуации последним дураком будет тот, кто первый обидится. Ключевой сейчас станет реакция Всемирной торговой организации. Пострадавшие страны-члены ВТО, разумеется, будут туда жаловаться. И ВТО, убежден, должна принять жесткое решение не в пользу США. Если же подобного по какой-то причине не случится, возникнет резонный вопрос о целесообразности существования этой организации.
Хотя, по правде говоря, никакая реакция ВТО не разрешит основных проблем мировой черной металлургии. Дело в том, что этот сектор рынка, в принципе, переживает сейчас не лучшие времена. Предприятия отрасли во всех странах, при том что их мощности в среднем загружены на 77 процентов, все равно производят больше металла, чем надо потребителю. Россия — не исключение. Поэтому отрасль стоит на пороге серьезных структурных перемен. Уверен, что перемены эти будут означать, в том числе, сокращение и производства, и персонала. Сами владельцы предприятий отлично понимают необходимость и неизбежность перемен. Непонятно пока, в какой форме государство сможет минимизировать социальные потери такой реструктуризации. Но то, что и перемены, и последствия будут — очевидно!
Кстати, с этой точки зрения решение Джорджа Буша представляется не только старомодным, но и недальновидным. «Спасая» свой рынок от посторонних, он на самом деле продлевает агонию собственной металлургической промышленности. Сегодня чуть меньше трети американских предприятий черной металлургии переживают процедуру банкротства. Естественно, что бизнесмен-банкрот за любое послабление готов наобещать своему президенту с три короба. Но известна и цена таких обещаний. Так что по большому счету решение администрации невыгодно не только России и другим экспортерам, но и самой Америке.
Однако случилось то, что случилось. И перед Россией возникла еще одна проблема: поиск новых рынков сбыта. Должен сказать, что наши возможности в этом плане серьезно ограничились. Решение американской администрации напугало мир. Теперь каждое государство опасается, что весь металл, который не пойдет в Америку, хлынет на его рынок. Все этого боятся и начнут «загораживаться». Поэтому наш главный шанс на спасение — это внутренний рынок. Чтобы его активизировать, надо для начала не душить экономический рост. Но не только. Известно, что некоторые сопредельные государства имеют очень развитую черную металлургию. И им надо куда-то девать свои трубы и свой прокат. Я имею в виду тех «участников» рынка, которые нагло лезут в Россию со своим металлом по демпинговым ценам. Мы все это понимаем. Но настали, кажется, такие времена, когда своя рубашка все-таки ближе к телу. И с этим необходимо считаться.
ОГ.РУ
14.03.2002
РОЖКИ БУША
Записала Маргарита ВОДЯНОВА