/Артем Зверев, Rusmet.ru/ Пожалуй, что из четырех BRICовских стран наиболее активно сегодня развивается сотрудничество именно между Китаем и Бразилией. Бразилия снабжает Китай рудой и технологиями, Китай снабжает Бразилию дешевыми потребительскими товарами. Разумеется, в подобной ситуации больше выигрывает Китай, так как именно он получается дешевое сырье (железная руда и соя), тогда как основу китайского экспорта в Бразилию составляет электроника и продукция машиностроения. Бразильские экономисты еще два года назад попытались обратить внимание на эту проблему, однако, судя по всему, правительство страны попросту отмахнулось от них. Два друга – Ху и Лула делают совместные заявления, прогнозируя трехкратные темпы роста торговли между двумя странами.
Пожалуй, главными контрагентами китайско-бразильских отношений являются именно металлурги. И здесь отношения между сторонами складываются довольно интересно. Еще несколько лет назад Baosteel и CVRD организовали что-то наподобие СП для строительство слябового завода в бразильском штате Мараньяо, однако проекту так и не суждено было реализоваться (виной этому – заторможенность руководителей штата). Тем не менее, желание Китая выпускать дешевую заготовку на чужом сырье, и желание бразильцев продать побольше собственного сырья не пропало, и вот, на прошлой недели CVRD объявила о подписании соглашения о строительстве металлургического комбината на 5 млн т слябов в год. Местом для строительства был избран штат Эшпириту Санту, видимо, его руководство оказалось посговорчивее.
Интересно другое: что буквально также на прошлой неделе офис CVRD посетила делегация китайских металлургов во главе с вице-президентом Китайской Ассоциации Чугуна и Стали. Цель визита китайцев понятна: страна окончательно берет на себя «бремя» проведения переговоров по ценам на железную руду. Мнение немецких, европейских, да и североамериканских производителей, думаю, приниматься к учету особенно не будет. Помимо этого, представители Baosteel смогли окончательно определиться со строительством завода.
Но самое интересное не это. В строящемся предприятии (на бразильской земле, на бразильских энергоресурсах, на бразильском сырье) бразильской стороне будет принадлежать… 20% акций. Остальными же процентами, а их как вы понимаете аж 80, будут распоряжаться люди из Шанхая. Напомню, что прошлый проект (в штате Мараньяо, который так и не был реализован) китайской стороне должно было принадлежать от 30 до 50% акций. Что-то тут явно не так…
Конечно, дружба с китайцами (львиная доля поставок CVRD приходится на Китай) с китайской точки зрения позволяет бразильской компании рассчитывать на ряд привилегий, на которые другие компании рассчитывать не могут. Так CVRD успешно добывает уголь на китайской земле, производит кокс (25% в бразильско-китайско-японском СП), никель (строящийся завод в Даляне). Кроме того, компания намерена инвестировать и дальше в китайские недра. Всего в текущем году CVRD инвестирует в Китай 6 млрд долларов, правда, большая часть этих средств пойдет на закупки китайского оборудования для электростанций, портового и ж/д оборудования и др.
А дальше я приведу вам ключевую фразу, которую произнес президент компании Рожер Аньелли: «Мы готовы стать партнером любого китайского комбината, который захочет инвестировать в Бразилию». Таким образом, крупнейшая горнорудная компания Бразилии и всего мира открыта сегодня для китайской дружбы, или, лучше сказать, дружбы по-китайски.
Существуют два фактора, вынуждающих пойти CVRD на маловыгодные для себя условия (уж компания, сидящая на металлургическом сырье, может в наши дни позволить себе гораздо больше). Во-первых, инвестиционная «жадность» Бразилии: страна явно проигрывает по иностранным инвестициям и Китаю, и Индии, намерена стать одним из главных «пунктов сбора денег» на планете (об этом свидетельствуют и частые заявления бразильского президента Лулы). Бразилия желает инвестиций как никогда, многие бизнесмены этой страны считают, что для развития стране необходимо принять китайскую модель. Да и идеологически, прямо скажем, социалист Лула относится с симпатией к китайским коммунистам.
Вторая же причина – более грустная – все возрастающая зависимость поставщиков бразильского сырья от капризов китайских поставщиков. Думаю, что сегодня CVRD хочет перенести «футбольный матч» на свою территорию, выпуская совместно с китайцами заготовку в Бразилии, таким образом, делая китайских производителей непосредственными участниками собственного бизнеса (причем, не только в качестве потребителей). А это уже мера, скорее, вынужденная…
Растущая зависимость мировой экономики от экономики Китая обрекает многие страны на дружбу с Китаем. А когда страна принимает дружбу, навязанную ей рынком, отношения, как правило, строятся по правилам более сильной стороны. А в том, кто сегодня более сильный, сомнений не возникает…