Skip to content

Стальные метеосводки. Будет солнечно, но зонтик надо иметь

/Rusmet.ru, Вадим Гринберг, «Национальная металлургия»/


 


Ну наконец-то.


СТАЛЬНЫЕ МЕТЕОСВОДКИ


БУДЕТ СОЛНЕЧНО, НО ЗОНТИК НАДО ИМЕТЬ


 


/Rusmet.ru, Вадим Гринберг, «Национальная металлургия»/ Ну наконец-то. Вероятность ошибиться с прогнозом металлургического рынка даже до конца текущего года достигла практически 100%. Глубоконаучный метод подбрасываемой монетки, до недавнего времени дававший хороший вероятностный результат (50%) больше не работает. Вероятность того, что подброшенная монета зависнет в воздухе, либо при приземлении станет на ребро, многократно увеличилась.


 


Поэтому прогнозов стало меньше, они стали осторожнее. Хотя, если вдуматься, чего осторожничать – в последние годы рынок стал настолько волатильным, что можно, как раз, давать любой смелый прогноз и он сбудется, если не сейчас, то позже. Будут ли цены выше? Будут, поскольку сезонный спрос, рост цен на энергоносители, рост спроса, Азия пока не желает тормозить и т.п. Будут ли цены ниже? Будут, потому что сезонный спрос, олимпиада в Китае все ближе, китайское правительство сдерживает (или делает вид, что сдерживает) экспорт, цены на ряд позиций слишком высоки, чтобы рынок мог их безболезненно переваривать в течение долгого времени. И все это в весьма близкой исторической перспективе.


 


Говорили ли аналитики о том, что высокие цены на никель спровоцируют снижение его потребления в сталелитейной отрасли? Говорили. Снижается ли это потребление? По-видимому, нет, раз цены продолжают расти. Но ведь целый ряд производителей нержавеющей стали, особенно в Азии, наращивает производство безникелевых сталей, а Оутокумпу отмечает существенное снижение заказов на аустенитные марки, вследствие роста цен. А как же баланс? Или надо признать, что рынок никеля живет своей отдельной жизнью, уже не опираясь, как это было ранее, на консенсус мнений производителей нержавеющей стали. Они могут думать то, что думают, делать то, что делают, а цены на никель продолжат рост. Значит все – и производители, и потребители, и трейдеры –устремятся (или уже устремились) в погоню за сталями, не содержащими никеля


 


Или еще один, не менее показательный пример — ситуация на рынке лома. Он замер в ожидании. И снова каждый ждет чего-то своего. Поставщики лома ждут, что производители стали выйдут на рынок с готовностью заплатить за лом столько, сколько, по мнению ломовиков, они должны заплатить, а производители странным образом обходят рынок стороной, негромко ворча о том, что цены пока слишком высоки и они подождут.


 


В то же время по итогам первого квартала мировое производство стали выросло более чем на 10%, а Азия достигла более чем 50%-ной доли в этом производстве. По всем канонам это должно было спровоцировать резкий рост потребления металлолома, тем более, что если вести речь о российском ломе, спрос на него не столько снаружи, сколько внутри растет по объективным причинам.


 


И таких рыночных парадоксов можно насчитать еще немало.


 


В России за последние дни одним потребителем металлолома сталь больше. Произведен пуск электросталеплавильного производства на новом металлургическом заводе в городе Ярцево, Смоленской области. Московское правительство, в течение многих лет лелеявшее идею создания на «сопредельной» территории собственного производства арматуры, которое позволило бы снизить зависимость от поставок этого вида металлопродукции с комбинатов, как никогда близко к практическому воплощению этой идеи.


 


Но несмотря на это, никто сегодня не даст гарантию, что в период пикового спроса на арматуру не произойдут события, аналогичные произошедшим в прошлом году, когда из-за локального дефицита мелкосортной арматуры весь арматурный рынок резко взлетел вверх, где и завис на некоторое время. К тому же уже неоднократно говорилось о том, что рынок сортового проката в России наиболее подвержен значительным ценовым колебаниям, а, соответственно, нет причин полагать что текущий год пройдет под знаком спокойствия и благолепия.


 


Примеры можно множить. Более того, каждый из приведенных примеров может быть объяснен во вполне логичных рыночных координатах. Например цена на никель растет из-за неснижающегося спроса на него со стороны Китая и других стран Азии, при производстве никеля, растущем менее быстрыми темпами, чем этого требует рынок. Правда, при этом, придется проигнорировать тот факт, что именно страны Азии первыми ринулись наводнять рынок сталями-заменителями. Именитые производители держались, сколько могли. Но сломались и они. И даже с учетом этого, объяснение не становится менее логичным.


 


Ситуация на рынке лома тоже, в принципе, объяснима. Рост производства стали из руды, чем сегодня увлечены практически все развивающиеся новые экономики, рост китайского экспорта, декларируемая индийская экспансия – все это факторы, играющие против электросталеплавильного производства и, как следствие, против рынка лома. Все же, при прочих равных, электросталеплавильное производство (если только мы не говорим о предприятии, ориентированном на локализованный спрос, при наличии в регионе достаточных запасов лома и излишков электроэнергии) гораздо более чувствительно к издержкам (сырье и энергия). А значит, сталкиваясь с раскрученным высокими ценами маховиком металлургических комбинатов, объединенных к тому же в крупные финансово-промышленные конгломераты со своим сырьем и, зачастую, собственными потребителями, электросталеплавильные производства (проще говоря, мини-заводы) будет лихорадить.


 


Можно, слегка напрягшись, логично объяснить и ситуацию на рынке арматуры. Хотя здесь придется постараться. Имея такие производственные мощности, экспортируя в значительных объемах стальные полуфабрикаты, строя все новые и новые региональные предприятия по производству сортового проката, трудно прогнозировать возникновение дефицита на столь рядовую позицию, как мелкосортная арматура. Но если в процессе задействованы Украина, Беларусь и Молдова – то можно.


 


Однако логика логикой, но что в енй проку, если она используется только для того, чтобы заниматься историческими исследованиями на стальном рынке. Надо ведь смотреть вперед, в туман. А здесь эта логика бессильна. Можно попытаться применить иную.


 


То, что мы сегодня наблюдаем на рынке не есть отражение какого-либо сформировавшегося тренда или, тем более, теперь уже до боли родной, хотя и потерявшей актуальность, теории экономических циклов. Это итерационный процесс выравнивания диспропорций, как ценовых, так и эффективностных, возникших в процессе слишком быстрого роста производства, потребления и цен. То, что этот процесс итерационный, приводит к тому, что рынок склонен к шараханьям, амплитуда которых выше «физически» обусловленной.


 


В частности, рост цен на никель в рамках этой логики, можно рассматривать как естественный (природный) фактор противодействия слишком быстрому росту производства нержавеющей стали в Китае и Индии. В противном случае неизбежна убийственная (для традиционных производителей) конкуренция в этом сегменте металлургического рынка. При высоких же ценах на никель рынок четко делится по цене на практически непересекающиеся территории оригинальных материалов и заменителей.


 


С рынком лома все еще проще, поскольку для него процесс установления равновесия это не более чем вопрос корректировки цены до равновесного (с точки зрения двух основных технологий производства стали) уровня.


 


Главной проблемой остается географическая разнесенность основных потребляющих и производящих сталь регионов (без учета Китая, поскольку это совсем отдельная песня, исполняемая, кстати, на китайском языке). Поскольку потребляющие регионы, такие как Европа и США, обладают (или обладали до недавнего времени) мощной конкурентоспособной металлургией, они еще в течение некоторого времени будут стоять перед выбором – купить металлопродукцию, копить полуфабрикаты и сделать конечный передел, сделать все у себя. Экономика и экология против экономической независимости. Если так, то в ближайшее время нас ждут достаточно серьезные колебания цен на разные виды продукции, структуры экспорта стали и эффективности по переделам.


 


Скучно не будет.

Наверх

Мероприятие

с 1 февраля, 2023 по 7 февраля, 2023


Время начала - 09:00
Время завершения - 18:00

Индийская международная конференция по переработке материалов IMRC2023 Даты: 1-7 февраля 2023 Ассоциация НСРО РУСЛОМ.КОM совместно с Рейтинговым агентством Русмет организует бизнес-миссию в Индию, города Кочин и Мумбаи с участием в конференции.

Подробнее ...