Skip to content

Планов громадье

На
минувшей неделе в различных странах мира было анонсировано несколько
крупных долгосрочных проектов расширения сталелитейных и прокатных
мощностей. При этом наиболее амбициозные планы строит металлургическая
компания Hadeed Steel из Саудовской Аравии.

Эта
компания, в прошлом году выдавшая 5,5 млн. тонн стали, декларировала
намерение к 2020 году довести объем производства до 17 млн. тонн в год,
из которых порядка 5-6 млн. тонн будет приходиться на плоский прокат.
Для обеспечения сырьем новых мощностей саудовцы подписали меморандум о
взаимопонимании с катарской Qasco об основании совместного предприятия
по добыче железной руды в Мавритании. Предполагается, что новое
предприятие будет производить до 7 млн. тонн окатышей в год.

В
США администрации штатов Луизиана и Алабама ведут ожесточенную
конкуренцию между собой, стремясь заполучить на свою территорию новый
металлургический завод, который собирается строить германская компания
ThyssenKrupp . Создание нового предприятия приведет к появлению около
2,7 тыс. рабочих мест, не считая косвенного поощрения занятости и
обещает местным властям солидный доход в виде налогов. Чтобы
заинтересовать немцев, оба штата готовы инвестировать средства в
сооружение комбината, стоимость которого оценивается в 2,9 млрд.
долларов, и, соперничая друг с другом, постоянно поднимают планку. На
прошлой неделе администрация Луизианы пообещала ThyssenKrupp выделить
дополнительно 100 млн. долларов, увеличив общую сумму до 400 млн.
долларов столько же, сколько предлагают и алабамцы.

“Золотой
дождь” инвестиций, как ожидается, скоро прольется и на металлургическую
отрасль Нигерии. Контролируемая индийской компанией Global Steel фирма
Global Infrastructure Nigeria Limited, которой принадлежат нигерийские
предприятия Ajaokuta Steel Company, Delta Steel и Nigerian Iron Ore
Mining Company, заявила о своем намерении вложить в их развитие до 6
млрд. долларов.  В ближайшее время, в частности, предполагается
завершить реконструкцию комбината Ajaokuta Steel [модернизацией
которого, к слову, занимались специалисты “Азовстали”], мощность
которого благодаря этому возрастет от нынешних 1,2 млн. до 4,8 млн.
тонн в год.

Крупную (но не настолько затратную)
модернизацию планирует на своем боснийском заводе Zenica группа Mittal
Steel. В течение ближайших полутора лет в завод будет инвестировано
около 130 млн. долларов. На эти средства предполагается полностью
восстановить плавильный передел, остановленный в 1992 году, и расширить
производительность Mittal Steel Zenica от 640 тыс. до 2 млн. тонн
стальной продукции в год.

В то же время Mittal
Steel официально выставила на продажу свой американский завод Sparrows
Point.  Наиболее вероятным покупателем интегрированного комбината,
произведшего в прошлом году 3,6 млн. тонн листового проката, считается
американская компания Esmark. На завод также претендует бразильская
группа CSN, объявившая о своем намерении независимо от исхода борьбы за
Sparrows Point обзавестись в США металлургическим предприятием
мощностью 4,5 млн. тонн в год, куда можно было бы поставлять
выплавляемые в Бразилии слябы.

А вот корейская
Posco может и не реализовать свой индийский мегапроект по сооружению
меткомбината на 10-12 млн. тонн в год и стоимостью в 12 млрд. долларов.
Жители индийского штата Орисса, где должен быть размещен завод,
протестуют против строительства, причем накал противостояния очень
высок. Из-за этого начало работ недавно было перенесено с апреля на
октябрь текущего года, причем индийские наблюдатели не исключают более
длительной отсрочки, а затем и срыва проекта.

Что на свете всех дороже?

Цены
на все основные виды стальной продукции продолжают подниматься. На
многих рынках они уже достигли рекордных значений, но производители все
равно уверены в том, что рост продолжится и в апреле. Высокий спрос,
особенно в странах Европы и Ближнего Востока, стабильность китайских
поставок и резкое сокращение российского экспорта создали дефицит,
позволяющий поставщикам беспрепятственно взвинчивать цены, оправдывая
свои действия подорожанием сырья.

На рынке в
настоящее время предлагаются довольно скудные объемы продукции из стран
СНГ, при этом большая ее часть приходится на украинские меткомбинаты.
Стоимость арматуры по мартовским контрактам находится в интервале
550-560 долларов за тонну FOB, а катанки
540-550 долларов за тонну FOB, но, очевидно, что в апреле эти цены
резко поднимутся. Последние предложения на поставку заготовок поступали
из России и Украины по 530-540 за тонну FOB, а некоторые экспортеры
были готовы заломить и более 550 долларов за тонну FOB.

Примером
для производителей готового проката может служить плоскокатаная
продукция. Слябы производства СНГ за последний месяц прибавили порядка
60-70 долларов за тонну. Украинские экспортеры продают их уже по
500-520 доларов за тонну FOB, а российские компании и вовсе ушли с
рынка, считая текущие цены слишком низкими по сравнению с уровнем
внутреннего рынка. Горячекатаные рулоны российского производства при
этом могут достигать 620-650 долларов за тонну FOB для европейских
покупателей, а холоднокатаные отправляются в Турцию по 680-700
долларов за тонну FOB. Украинские экспортеры в этом отношении скромнее,
предлагая горячий прокат по 560-590 долларов за тонну FOB, а холодный —
по 630-670 долларов за тонну FOB.

Предприятия
из стран СНГ в настоящее время занимают промежуточное положение на
мировом рынке в ценовом аспекте. С одной стороны, их цены значительно
превышают уровень Восточной Азии, где даже в апреле производители
рассчитывают продавать горячекатаные рулоны по 520-540 долларов за
тонну FOB, а холоднокатаные — по 580-620 долларов за тонну FOB. При
этом пользующаяся большим спросом толстолистовая сталь уже практически
сравнялась в цене с холоднокатаными рулонами, а судостроительный лист
приближается к оцинковке, которая котируется на азиатском рынке по
750-780 долларов за тонну FOB . Местным металлургическим компаниям
поневоле приходится оглядываться на Китай, где цены остаются низкими.
Правда, китайцы стремятся поднять как можно выше экспортные цены, так
как опасаются введения (а для полуфабрикатов повышения) экспортных пошлин на стальную продукцию.

В
то же время, по сравнению с европейскими и американскими котировки
предприятий из стран СНГ выглядят не очень внушительно. Так, турецкие
компании продают арматуру в Европу и на Ближний Восток по 630-635 
долларов за тонну FOB, а цены европейского рынка могут в апреле
превысить 550 евро за тонну ex-works. В США местные компании намерены в
апреле взвинтить цены на длинномерный прокат на 45-55 долларов за
короткую тонну (907 кг), а импортные цены на арматуру в стране
приблизились к 650-660 долларов за тонну C&F.

Менее
значительный, но так же заметный рост происходит и в секторе плоского
проката. Так, бразильские компании намерены во втором квартале
продавать свои слябы по 540-550 долларов за тонну FOB. Европейские
производители листовой стали, ранее анонсировавшие на апрель подъем цен
на 20-30 евро за тонну, по некоторым данным, рассчитывают на более
существенный подъем
до 50-60 евро по сравнению с текущими ценами, составляющими 500-520
евро за тонну ex-works для горячекатаных рулонов и 590-620 евро за
тонну для холоднокатаных.

Мы просто пошутили

Столкнувшись
с резким демаршем со стороны Китая и выслушав многочисленные жалобы
экспортеров железной руды, индийское правительство заявило, что может
снизить экспортную пошлину на железорудное сырье в размере 300 рупий
(около 6,7 долларов) за тонну, введенную с 1 марта. Представители
железорудных компаний приветствовали заявление министра финансов страны
П.Чибамбарама о том, что вопрос надо будет изучить еще раз и, возможно,
внести необходимые изменения. В частности, предполагается, что будет
уменьшена или полностью отменена пошлина на материал с относительно
низким содержанием железа.

Китайские компании,
в ответ на введение пошлин прекратившие закупки индийской руды, своего
отношения к новой инициативе индийских властей пока не высказали,
очевидно, ожидая реальных действий.

В то же
время индийские металлурги весьма отрицательно отнеслись к перспективе
снижения или отмены пошлины. В то же время, промышленная ассоциация
Indian Steel Alliance (ISA) предложила альтернативный план замены
пошлин квотами. В частности, ISA рекомендует ограничить индийский
экспорт железной руды в 2007-2008 финансовый год (апрель-март),
установив лимит в 90 млн. тонн (в 2006 календарном году за рубеж было
поставлено около 100 млн. тонн сырья). Затем эту квоту предлагается
ежегодно урезать на 15%, постепенно снижая экспорт до нуля. Индийские
металлурги, составляющие грандиозные планы расширения мощностей, как
известно, боятся, что им не хватит сырья для их реализации.

На
мировом рынке металлолома, тем временем, продолжается подъем. Стоимость
лома в ЕС и Японии уже вышла на рубеж 320-330 долларов за тонну с
доставкой (в местных валютах), а экспортеры вздымают цены еще выше.
Так, турецким компаниям европейский лом HMS №1 или 3А из СНГ уже
обходится в 365-370 долларов за тонну C&F, а американские трейдеры
предлагают свой материал в Восточную Азию по 370-390 долларов за тонну
C&F. Впрочем, средний уровень цен в Корее и на Тайване пока
практически аналогичен турецкому и составляет 360-370 долларов за тонну
C&F.

Наверх

Мероприятие

с 1 февраля, 2023 по 7 февраля, 2023


Время начала - 09:00
Время завершения - 18:00

Индийская международная конференция по переработке материалов IMRC2023 Даты: 1-7 февраля 2023 Ассоциация НСРО РУСЛОМ.КОM совместно с Рейтинговым агентством Русмет организует бизнес-миссию в Индию, города Кочин и Мумбаи с участием в конференции.

Подробнее ...