Сегодня разве что ветераны Красноярского алюминиевого завода помнят о той поре, когда практически все технологические операции электролизники выполняли ломом и лопатой. Конечно, и в нынешние времена работу металлурга легкой не назовешь. Но факт остается фактом — на смену физически тяжелому ручному труду в кразовские цеха приходит техника, выполняющая массу необходимых операций. В результате заметно повышается производительность, улучшаются экологические показатели.
Прошло уже три года с того момента, как на Красноярском алюминиевом заводе компании «Русский алюминий» объявили об открытии цеха механизации и ремонта дизельной техники (ЦМРДТ). Тогда перед коллективом нового заводского подразделения была поставлена нелегкая задача — в довольно сжатые сроки освоить и наладить выпуск узкоспециализированных обрабатывающих машин и механизмов. В принципе эту проблему обозначили обстоятельства вполне объективные. Импортные аналоги стоили слишком дорого, а в России такую технику просто не выпускали.
Кразовским Кулибиным пришлось выдержать суровый экзамен — доказать, что они способны собрать сложные механизмы не хуже известных зарубежных образцов. И вскоре в электролизных цехах КрАЗа появилось целое семейство новых машин. Названия довольно мудреные — машины по раздаче глинозема, по пробивке торцов электролизеров, по загрузке анодной массы и другие. Но даже непосвященным понятно, что техника пришла на самые трудные участки. Туда, где прежде работал руками человек.
Нынешние темпы работы ЦМРДТ можно сравнить разве что с конвейерной сборкой. За три года существования из цеха механизации производства вышло свыше 100 машин, отвечающих всем современным технологическим требованиям.
Новую технику ждут в электролизных цехах в связи с активным освоением на КрАЗе экологически чистой технологии так называемого «сухого» анода. В частности, нужны машины по прорезке периферии анода (МППА). Шести таких агрегатов, изготовленных заводскими специалистами в 2000 году, сегодня уже явно недостаточно. Да и их технические возможности по современным меркам выглядят более чем скромно. Поэтому руководство Красноярского алюминиевого приняло решение прервать серийный выпуск прежних моделей МППА с целью освоения абсолютно новой конструкции, которая должна была воплотить в себе все последние достижения КБ цеха механизации.
Такая машина увидела свет чуть более месяца назад. Она воплотила в себе все лучшие замыслы конструкторов КрАЗа. Новая модель имеет совершено новую оригинальную систему управления и гидросистему. Даже шасси разрабатывалось для нее индивидуальное, по особой схеме. Все эти новшества одарили машину неоспоримыми преимуществами перед ее предшественницами, расширенными функциональными возможностями, увеличив ее производительность по отношению к прежним моделям в 3-4 раза. Это позволило не только более оперативно и качественно решать соответствующие технологические задачи, но и минимизировать участие так называемого «человеческого фактора» при обслуживании данной техники. Примечательно и то, что МППА, изготовленная на КрАЗе, полностью соответствует импортным аналогам (например, голландской машине «Хенкон»), а стоит в 10 раз дешевле.
Специалисты цеха механизации уверены, что их «детища» нисколько не уступают зарубежным образцам. Сложные климатические условия, в которых приходится работать технике, — самый строгий экзаменатор. Но и в жару, и в морозы (особенно прошлогодние) кразовские машины работали без сбоев и срывов.
Другое дело — комплектующие. Здесь цех всецело зависит от поставщиков — Горьковского автозавода, Ковровского механического завода, предприятий Белоруссии, Молдавии, Москвы, Свердловска, Ульяновска и других. Но, активно сотрудничая с этими предприятиями, конструкторы завода постоянно обращают внимание партнеров на требования, необходимые для успешного изготовления техники на КрАЗе. К примеру, недавно был заключен договор с ковровцами по доводке выпущенных ранее машин, на которых не до конца была доработана система управления. Кроме того, год за годом, накапливая производственный опыт и хорошую материально-техническую базу, работники ЦМРДТ сами подтягивают оборудование до необходимого уровня.
Пока ни один из электролизных цехов КрАЗа еще не оснащен полностью необходимым количеством технических средств. Кроме того, выпущенная ранее техника постепенно морально и физически устаревает, требуя либо капитального ремонта (который, кстати, производится ежемесячно), либо полной замены на новые современные машины. Поэтому руководством компании «Русский алюминий» утвержден перспективный план изготовления и сборки машин до 2003 года для всех заводов, входящих в компанию. А значит, впереди — освоение сборочного процесса уже принципиально новой техники для обслуживания электролизеров.