Введение
пошлины на лом черных металлов было обусловлено объективными причинами.
С 1999 г. в отечественном горно-металлургическом комплексе наблюдался
стабильный рост, в том числе и мартеновского производства, в связи с
чем внутренний рынок стал испытывать нехватку железного утиля.
Дело
в том, что Украина сохраняется масштабное производство стали
мартеновским методом, при котором увеличиваются затраты лома на тонну
металла в сравнении с более прогрессивным кислородно-конверторным
способом. Причем «мартеновская» сталь получается того же качества, но
затрат лома больше примерно в два раза. Поэтому для отечественной
черной металлургии металлолом играет роль стратегического сырья.
В
связи с этим экспортная активность ломозаготовительных компаний стала
идти вразрез с интересами развития метпредприятий. Во-первых,
металлурги были вынуждены перейти на использование более дорого чугуна.
Это существенно сказалось на их прибыли. Во-вторых, нехватка лома
привела к ограничению производства стали, что поставило под угрозу
экспорт металлургов.
Естественно,
что такой сырьевой кризис удалось урегулировать только с помощью
жестких административных методов: принятие закона «Про металлолом»,
введение экспортной пошлины, внедрение лицензирования вывоза сырья, его
постоянное переоформление, повышение ж/д тарифов и т.д. Параллельно
метпредприятия не спешили закупать лом на внутреннем рынке по мировым
расценкам. Такая политика привела к падению предпринимательского
интереса в этой сфере, в результате чего из года в год происходит
сокращение как заготовки лома, так и его экспорта.
Отметим,
что введение пошлин было квалифицировано ЕС и ВТО, как нарушение
принципов свободной торговли. Фактически, это оказалось поводом для
квотирования украинского экспорта на «дороге рынки» Евросоюза. Теперь
же, когда скорейшее вступление Украины во Всемирный торговый клуб стало
необходимостью, пошлина на лом оказалась одним из препятствий на пути
интеграции.
Политическое
решение о вступлении Украины зимой этого года в ВТО было принято еще в
начале осени. Поэтому 30 ноября парламент во втором чтении окончательно
утвердил сокращение экспортной пошлины с ?30/т до ?10/т в течение 6 лет
после вступления в ВТО.
Принятый
закон предполагает после вступления в ВТО снизить пошлину до ?25/т,
через год после вступления – до ?18/т, через 2 года — до ?16,4/т, через
3 года — до ?14,8/т, через 4 года — до ?13,2/т, через 5 лет — до
?11,6/т, через 6 лет — до ?10/т. Если Украина вступает в Торговую
организацию в феврале 2007 г., как заявлял премьер Виктор Янукович, то
ломозаготовительные компании почувствуют полноценный эффект от
изменений в закон только в 2013 г. Да и то весьма ограниченно, ведь
сокращение пошлины составит 65%, а дайльнейший механизм «приближения
ставки вывозной пошлины к минимальному уровню, на котором они будут
действовать дальнейшем» четко не прописан. Не исключено, что
метпредприятия, при очевидном увеличении экспорта металлолома, приложат
усилия для фиксации торгового барьера на уровне ?10/т.
В
то же время, согласно пояснительной записке, особых потерь в
краткосрочной перспективе не предвидится. По прогнозным оценкам, в 2006
г. экспорт металлолома составит 700 тыс. т. С учетом этого показателя
ориентировочные потери госбюджета от снижения пошлины могут составлять
21 млн. грн. в 2007 г. и 29,4 млн. грн. в 2008 г. При этом, изъятие
металлолома из режима свободной торговли с Молдовой, куда в 2007 г.
будет поставлено 100 тыс. т сырья, даст госбюджету 15 млн. грн.
дополнительно.
Главным
же преимуществом постепенного уменьшения экспортной пошлины является
отмена количественных ограничений в торговле с ЕС после вступления
Украины в ВТО. В частности, «свободный доступ украинской
металлопродукции на рынок ЕС, который является одним из наиболее
привлекательных как по объемам, так и по ценовым показателям», —
отмечено в пояснительной записке к закону.
Объемы
поставок в ЕС сталелитейных изделий после вступления Украины в ВТО
оцениваются в около 1,8 млн. т, что больше количественных ограничений
на 800 тыс. т. Перераспределение экспорта украинского проката в пользу
рынка ЕС с высокими ценами даст дополнительные поступления в сумме 636
млн. грн. За счет увеличения налогооблагаемых операций (налог на
прибыль) госказна получит 156 млн. грн. «сверху».
Впрочем,
со временем радужная ситуация для ломозаготовителей может измениться.
До сокращения пошлины метпредприятия диктовали условия ломовщикам с
позиции сильного, т.к. знали, что им все равно придется продавать лом
на внутреннем рынке. Теперь же, после дерегуляции экспорта,
ломозаготовители будут не особо заинтересованы в продажах сырья на
метпредприятия. Не исключено, что на первых порах металлурги будут
посговорчивее в вопросах оплаты лома, однако в перспективе они
попытаются использовать другие административные меры по удержанию лома
в стране.