Либерализация или защита?
Основным направлением деятельности Eurofer можно считать, с одной стороны, защиту интересов европейских экспортеров металлопродукции. С другой — имеющей первостепенное значение для Украины — защиту европейских рынков от проникновения извне. В частности, стальному лоббисту принадлежит инициатива большей части возбуждаемых ЕК антидемпинговых расследований и вводимых заградительных барьеров в металлургии.
Кроме того, с некоторых пор Eurofer уделяет внимание ценам на импортируемое металлургическое сырье. В частности, в 2005 г. организация пыталась добиться снижения котировок на бразильскую железную руду.
Существующую в ЕС систему проведения антидемпинговых расследований аналитики Eurofer считают неэффективной из-за большого количества бюрократических процедур и длительности их проведения. Металлургическое лобби заявляет о намерении добиваться ее реформирования, что, разумеется, негативно скажется на импортерах металлопродукции в ЕС, в т.ч. и на украинских.
Согласно утверждениям руководства Eurofer, на международном уровне политика организации полностью согласуются с нормами ВТО и направлены на дальнейшую либерализацию мировой торговли металлопродукцией. Заметим, то же сообщает о себе и, к примеру, главный лоббист интересов американских металлургов Американский институт чугуна и стали.
Eurofer заявляет, что одной из его целей является налаживание диалога в рамках мировой сталелитейной промышленности. Правда, его понимание у европейских металлургов довольно своеобразное. Согласно заявлениям самих представителей Eurofer в ВТО они продвигают… «европейские ценности», т.е. нормы и стандарты ЕС, которые, по их твердому убеждению, должны стать нормами и стандартами для всех членов Всемирного торгового клуба. Например, это касается вопроса госсубсидий для метотрасли. Здесь европейские металлурги в лице Eurofer соглашаются с американцами о недопустимости субсидирования «избыточных мощностей» и строительства новых мощностей.
Согласно заявлениям Eurofer, европейский стальной рынок является наиболее открытым в мире. Аналогичной открытости, по их утверждениям, Eurofer добивается и от других стран. Надо заметить, что при применении разного рода ограничительных мер в виде квот и антидемпинговых расследований европейские металлурги нередко подчеркивают свою большую, по сравнению, в частности, с американцами либеральность. Вводимые ими ограничительные меры они нередко представляют как, адекватный, по их мнению, ответ на действия противоположной стороны.
Правда, не всегда можно считать адекватными условия для отмены заградительных мер. В частности, ограничения на импорт украинской стальной продукции были введены после того, как Украина установила пошлину на экспорт металлолома, при этом сейчас условием для отмены квот выдвигается вступление нашей страны в ВТО, хотя логичным было ставить в качестве условия отмену экспортных пошлин. Легитимность квотирования металлопродукции из Украины, России и Казахстана Eurofer объясняет происходящей в этих странах трансформацией промышленности.
В докладе Eurofer указывается, что существование в ряде стран, в том числе и в Украине, ограничений на вывоз металлолома, приводит к искусственному занижению цен на данное сырье на внутренних рынках этих стран, а также, а также нарушают мировой баланс на рынке данного вида сырья. А, значит, оно является скрытым субсидирование. Такое утверждение выглядит, как намек на то, что введенные ограничения котировок на лом могут послужить поводом для возбуждения антидемпинговых расследований. Поводом для введения заградительных мер, по мнению представителей Eurofer, является и резкое увеличение импорта металлопродукции из той или иной страны.
Надо сказать, что по поводу квот и ограничений на поставки металлопродукции иногда возникают дискуссии между чиновниками ЕС и руководителями европейских государств и представителями Eurofer. Первые в своих действиях могут руководствоваться также и интересами потребителей европейской металлопродукции. К примеру, в 2004 г. французский Кабмин предложил отменить квоты Евросоюза на импорт стали из России, Украины и Казахстана, «чтобы помочь потребителям стали, страдающим от высоких цен». Естественно, что Eurofer высказался против.
Можно выделить два направления деятельности, при помощи которых Eurofer достигает своих целей, как внутри Европы, так и за ее пределами. Первое – лоббирование нужных ее членам решений на уровне ЕК и других международных организаций. В частности, для координации действий с Европарламентом был создан отдельный комитет.
Второе – создание благоприятного для европейских металлургов информационного пространства. Последнее проявляется, в частности, в публикациях статистических данных, ежегодных отчетов о тенденциях в европейской металлургии, в которых также представлено видение организации по решению ключевых проблем. Кроме того, по наиболее важным вопросам, как, к примеру, расширение ЕС или проблемы стандартизации, публикуются Документы Позиции (Position Papers). Базой для обоснования как лоббистских усилий, так и публикуемой информации служат собственные исследования.
Три комитета сконцентрированы в своей деятельности на исследованиях и сборе информации (в той или иной степени этим занимаются все комитеты): исследований (research), экономических исследований (economic study) и статистики. Надо заметить, что официальная статистика и прогнозы ЕС, по мнению руководства Eurofer, не совсем точно отображают тенденции на металлургическом рынке.
Пример «инвестирования» в Eurofer со стороны европейских производителей металлопродукции наглядно доказывает свою эффективность. В свою очередь, как отмечают отечественные эксперты, занимающиеся продвижением интересов украинских экспортеров, нашим предприятиям не хватает системности в работе с ассоциациями. Заводы зачастую начинают решать проблему после ее появления, а не работают над ее упреждением.