То, что план по приватизации в этом году будет провален, уже ясно всем.
Максимум, на что может рассчитывать ФГИ при самом
радужном и лучшем развитии событий, — это 400—500 млн. гривен от
приватизации, т.е. сильно меньше даже пятой части годового плана.
Причем обвинять Фонду госимущества, по существу,
некого. В эту яму он залез сам. Установка на продажу небольшого
количества объектов по высоким ценам в принципе правильна, но принципов
тоже надо уметь придерживаться.
Еще со времен борьбы за Никопольский ферросплавный
стала ясна полная неготовность Фонда использовать даже вполне
благоприятные условия для получения денег. Тогда 1,5 млрд. гривен
просто валялись под ногами, их надо было только поднять. Но ФГИ было не
до этого, он играл в большую политику и, судя по всему, заигрался.
В итоге приватизаторы постепенно скатились к ими же
прежде предававшейся анафеме схеме продаж под конкретного покупателя.
Причем, если условия по «Лугансктепловозу» с большой натяжкой еще можно
было как-то обосновать, то последний крупный конкурс этого года можно
смело относить к лучшим образцам заказной приватизации.
Речь идет о злосчастном Комсомольском рудоуправлении. Его снова дарят…
Собственно, самому рудоуправлению не привыкать.
Весной 2002 года Леонид Кучма рекомендовал Кабинету министров передать
акции тогда стопроцентно государственного предприятия в управление
Мариупольскому меткомбинату им. Ильича.
Схема была примечательной даже в то бурное время. Ко
всему прочему, рудоуправление не просто отдавали даром, но еще и
разрешали периодически размывать госпакет дополнительными эмиссиями.
Согласно постановлению Кабмина, ФГИ был обязан ежегодно проводить
дополнительную эмиссию на предприятии с последующим выкупом акций ММК
им. Ильича. В результате к январю 2006 года металлурги сконцентрировали
60,02% акций предприятия.
За счет этого Леонид Данилович рассчитывал получить
дополнительную точку опоры в Донецком регионе в противовес набирающей
силу СКМ Рината Ахметова. Ранее под эту же идею Бойко позволили
недорого выкупить и сам меткомбинат.
Однако вечной благодарности Кучма так и не дождался.
Право на размыв было принято, с особой лояльностью не сложилось. В
последний раз госпакет размыли до бурных выборов-2004, по ходу которых
руководство комбината заняло подчеркнуто нейтральную позицию. В
результате преемника Леонида Даниловича благополучно прокатили, а
ильичевцы вскоре прониклись глубочайшими социалистическими чувствами.
Причем, как оказалось, выбор был на редкость удачным. Он позволяет
стричь маленькие бонусы при всех изгибах политкурса в Украине.
В частности, при нынешней приватизации вряд ли
излишним оказалось то, что председатель ФГИ Валентина Семенюк и
председатель правления ММК им.Ильича Владимир Бойко — однопартийцы.
Во всяком случае, того факта, что дополнительные
условия по рудоуправлению готовили при содействии ильичевцев, не
отрицают даже на самом комбинате…
Так, потенциальный претендент должен потреблять не
менее 20% продукции (известняков), которую производит Комсомольское
рудоуправление. Между тем, согласно объемам отгрузки за последние годы,
таким условиям соответствует только одно предприятие в мире — сам
Мариупольский металлургический комбинат им. Ильича.
Более того, покупатель должен в течение трех лет
производить металлургический и щебневый известняк или контролировать
предприятие по производству такой продукции. Оба вида продукции
производит только Комсомольское рудоуправление, что тоже, мягко говоря,
не расширяет круг претендентов.
Фактически, дополнительные условия возвращают нас в
славные времена продажи ОАО «Северный ГОК», НЗФ, завода
им.Дзержинского, «Криворожстали», когда условия также прописывались
исключительно под конкретного покупателя.
Хотя третий пункт — ежегодно увеличивать доходы от
реализации продукции не менее чем на 2% в течение первых двух лет
деятельности — выглядит достаточно забавно. Дело в том, что последний
раз рудоуправление работало прибыльно как раз… до прихода ильичевцев.
Согласно же отчетам за 2002—2005 годы, оно уверенно катилось к
банкротству, ежегодно наращивая убытки.
Можно, конечно, возразить, что в реальности ничего
подобного не происходило и, как минимум, социальное положение
работников рудоуправления улучшилось. Тем не менее, по отчетам
предприятия, все четыре года управления ММК были на диво
нерентабельными, убытки достигли 180 млн. грн. (и это при балансовой
стоимости активов в 204 млн. грн.).
Отчетность 2005 года выглядит почти
катастрофической. При обороте в 129,5 млн. гривен чистый убыток
составил 70,3 млн. Мягко говоря, эффективным управлением даже не
пахнет. Если же отчеты не соответствуют действительности, то речь идет
как минимум об обмане второго акционера — государства.
Срок управления оставшимся государственным пакетом
акций заканчивается весной следующего года. Естественно, Комсомольское
РУ Владимир Бойко никому отдавать не собирается. Похоже, отсюда и идея
проведения конкурса.
Кстати, сравнив 180 млн. гривен бухгалтерского
убытка от управления и 108,7 млн., предлагаемых за госпакет, понимаешь,
что за рудоуправление, дающее около 40% всех известняков страны, отнюдь
не переплачивают.
В частности, приватизируемый пакет был оценен по
номиналу — 10 грн. за акцию. Таким образом, цена всего предприятия
составляет 285 млн. грн., что только на четверть превышает стоимость
активов этого стратегически важного объекта. Впрочем, чудеса украинской
оценки давно уже перестали кого-то удивлять.
Хотя при честном конкурсе за рудоуправление можно
получить много больше. По оценкам инвесткомпании «Ренессанс Капитал»,
на открытых торгах по продаже стоимость 38% акций могла бы достичь
минимум 60 млн. долл.
Интересно, что после планируемого на конец октября
спецконкурса предприятие планирует уже в ноябре внеочередное собрание
акционеров. Одним из вопросов станет выпуск акций нового номинала. Это
чисто техническое мероприятие будет иметь множество последствий. Одно
из них — в случае, если конкурс кому-то захочется переиграть, вернуться
к акциям старого номинала станет, мягко говоря, затруднительно.
То, что продажа государственного имущества в одни
руки, без какой-либо конкуренции ухудшает инвестиционный климат в
Украине, понятно всем. Именно такая политика не позволяет иностранным и
отечественным инвесторам принимать участие в процессах приватизации
государственного имущества в Украине.
Фактически нас снова загоняют в режим, когда
предприятия продают дешево, зато своим. Собственно, это понимают и все
больше участников приватизации. Это понимают и депутаты. На выездном
заседании специальной контрольной комиссии по вопросам приватизации
ситуация с дополнительными условиями на Комсомольском рудоуправлении и
«Лугансктепловозе» была признана ненормальной.
По мнению заместителя председателя комиссии
Александра Бондаря, в свое время более пяти лет возглавлявшего ФГИ,
дополнительные условия интерпретируются потенциальными участниками
конкурсов как заангажированные, ориентированные на одного покупателя. В
итоге они провоцируют исковые претензии в суды и срыв конкурса.
Только исключение дополнительных условий обеспечит
беспрепятственное и прозрачное проведение торгов. По словам А. Бондаря,
«мы приняли решение указать Фонду на недопустимость установления
дополнительных условий и рекомендовали не использовать такую систему в
дальнейшем.
Также мы с главой комиссии будем вносить изменения в
законодательство, которые запретят Фонду ограничивать количество
покупателей в процессе приватизации».
Представители ФГИ заняли достаточно интересную
позицию: они, в принципе, согласились с точкой зрения комиссии. Однако
заявили, что для реализации указанной инициативы необходимо внести
изменения в приватизационное законодательство, а для этого потребуется
подготовить соответствующий законопроект…
Что мешает для начала не составлять
дискриминационных условий, остается непонятным. По ироническому
замечанию одного из депутатов, когда пришлось выбирать между
«плодотворными фракционными отношениями» и интересами государства, не
похоже, что выбор сделали в пользу государства. Хотя, может быть, идеи
важнее…
ОАО «Комсомольское рудоуправление» — монопольный производитель флюсового известняка для металлургических предприятий.
Предприятие эксплуатирует Центральный и
Жеголевский карьеры, а также две дробильно-обогатительные фабрики.
Производственные мощности позволяют добывать 6 млн. тонн известняка в
год. 60,02% акций принадлежат ОАО «Мариупольский металлургический
комбинат им. Ильича», 39,98 — Фонду госимущества.