Skip to content

Итоги торгов признаны удовлетворительными

Весной нынешнего года ОАО «РЖД» провело аукцион по продаже грузовых вагонов из инвентарного парка. На торги было выставлено 63 лота общим количеством 5591 грузовых вагонов с начальной стоимостью 864,27 млн.рублей без учета НДС. Начальная стоимость лотов была определена независимым оценщиком. По сообщению пресс-службы компании, итоги проведения торгов признаны удовлетворительными.

Участниками конкурсных торгов было заявлено 1995 вагонов (21 лот) с начальной стоимостью 303,41 млн.рублей, что составляло 35% от общей стоимости лотов. Предложенная покупателями цена на 23 млн.рублей превысила начальную, и в целом составила 327,008 млн.рублей. Всего «с молотка» ушло 1719 крытых вагонов, 118 хоппер-цементовозов, 14 щеповозов и 144 окатышевоза. На остальные 42 лота (а это 3596 вагонов с начальной стоимостью 561 млн.рублей) предложений не поступило.

Из четырех компаний, подавших заявки на участие в аукционе, реально участвовали только три. И хотя устроители торгов ожидали большего количества покупателей, итогами мероприятия железнодорожники довольны.

Решение ОАО «РЖД» о продаже грузовых вагонов принималось с целью оптимизации неработающего парка. Следует отметить, что, по данным ЦФТО, в соответствии с расчетами баланса вагонов инвентарного парка для обеспечения необходимого объема перевозок компания в настоящее время содержит излишний парк в количестве 106,3 тысячи единиц подвижного состава. Содержание невостребованного в перевозках подвижного состава происходит за счет избытка прочих (25 тысяч) и крытых (23,4 тысячи) вагонов, платформ (21,3 тысячи) и цистерн (6,6 тысячи).

Что же касается технического состояния инвентарного подвижного состава, то, по состоянию на начало 2006 года, около 20% инвентарного парка грузовых вагонов эксплуатируется с просроченным сроком службы. Средний возраст грузовых вагонов составляет 20,9 лет при среднем нормативном сроке службы 28 лет.

Еще 9135 вагонов, отставленных в запас ОАО «РЖД», планируется исключить из инвентарного парка для дальнейшей разделки в металлолом (хотя срок их службы истекает в 2006-2008 годах, эти вагоны не подлежат восстановлению). По оценке специалистов, данная мера позволит сбалансировать имеющийся парк вагонов с потребностью в погрузочных ресурсах и, в первую очередь, крытых вагонов, снизив избыток инвентарного парка.

Как сообщил источник в ОАО «РЖД», срок эксплуатации всех выставленных на продажу вагонов уже истек; они требуют неотложного проведения капитального ремонта с продлением срока службы, то есть вложения значительных денежных средств. В операторской компании «НПК-Агро», участвовавшей в торгах, на ремонт и модернизацию таких вагонов запланированы специальные инвестиции. По мнению ряда экспертов, приобретение новых вагонов обходится частникам значительно дороже. Однако ряд компаний, еще на стадии принятия решения об участии в аукционе, узнав о начальной стоимости вагонов, отказались от этой идеи, посчитав цену ($5-7 тысяч) слишком высокой. Вложенные в ремонт вагона средства не успеют окупиться до того времени, как он неизбежно начнет «сыпаться». Кроме того, бизнесмены отмечают, что приобретенный на подобных мероприятиях подвижной состав – своего рода «кот в мешке», так как реальное техническое состояние предлагаемых вагонов часто оказывается гораздо хуже указанного в документах. А поскольку предлагаемые вагоны находятся в разных уголках сети железных дорог, проверить эти данные часто не представляется возможным.

Еще одна причина, по которой бизнес-структуры неохотно инвестируют в приобретение вагонов инвентарного парка, — это отсутствие инвестиционной составляющей в тарифе. Понятно, что если подобные вложения никак не поощряются, у частника пропадает всякая заинтересованность в подобных проектах. Однако, например, операторская компания ООО «Фирма «Трансгарант» выиграла тендер на приобретение более 1300 вагонов, дислоцированных на разных дорогах сети РЖД.

Тем не менее планы ОАО «РЖД» по сбыту вагонов масштабны. Всего в ближайшее время собственникам подвижного состава планируется продать 25000 вагонов, полностью разоборудованных и требующих значительных материальных затрат на восстановление и ввод в эксплуатацию. Средства, вырученные от продажи вагонов, а также от реализации металлолома, полученного от разделки исключенных вагонов, будут направлены на закупку нового подвижного состава и на проведение капитального ремонта с продлением срока полезного использования. Это, в свою очередь, будет способствовать обеспечению перевозочного процесса достаточным количеством исправных вагонов, произвести замену морально устаревших конструкций новыми, имеющими большую производительность и снижающими стоимость жизненного цикла вагона, а также заменить физически изношенные вагоны новыми, расходы на техническое содержание которых будут значительно ниже.

Дополнительная процедура продажи грузовых вагонов, не реализованных в рамках апрельского аукциона, была проведена инициаторами торгов14 мая. Котировки сегодня предъявлены на 783 вагона, и запросы от транспортных компаний на приобретение вагонов продолжают поступать.

Светлана Хабирова

Наверх

Мероприятие

с 1 февраля, 2023 по 7 февраля, 2023


Время начала - 09:00
Время завершения - 18:00

Индийская международная конференция по переработке материалов IMRC2023 Даты: 1-7 февраля 2023 Ассоциация НСРО РУСЛОМ.КОM совместно с Рейтинговым агентством Русмет организует бизнес-миссию в Индию, города Кочин и Мумбаи с участием в конференции.

Подробнее ...