Четыре крупнейших сталелитейных компании США официально потребовали ввести запретительные ввозные пошлины на холоднокатаную сталь против 20 стран, включая Россию. Теперь нашим металлургам, ежегодно экспортирующим в Штаты 310 000 т такой стали на сумму более $75 млн, возможно, придется уходить на другие рынки, где их совсем не ждут.
Компании United States Steel, Bethlehem Steel, LTV Steel и National Steel обратились в Министерство торговли США, требуя введения 150% -ной импортной пошлины на сталь из Австралии, Бельгии, Франции, Германии, Индии, Японии, России и еще 13 стран. В прошлом году на долю этих государств пришлось более 80% американского импорта холоднокатаной стали, которая используется в основном для производства автомобилей и бытовой техники. Доля же четырех ведущих сталелитейных компаний США в поставках на внутренний рынок составила 69%.
Российские металлурги полагают, что, если холоднокатаная сталь будет облагаться 150% -ной пошлиной, отечественные компании будут попросту выдавлены с американского рынка. Эту точку зрения разделяют и в правительстве. «В прошлый раз мы добровольно ограничили свой экспорт в Штаты квотами, — говорит высокопоставленный чиновник, курирующий вопросы торговых ограничений, — но этого им показалось мало, они еще и антидемпингом нам угрожают».
Под «прошлым разом» чиновник имеет в виду ситуацию конца 90-х гг. В 1997 — 1998 гг. американские сталелитейные компании добились начала антидемпинговых процедур в отношении разных видов российской стали. Не дожидаясь введения запретительных пошлин, которые помимо всего прочего могли быть применены задним числом к уже осуществленным поставкам, российские металлурги пошли на уступки. В июле 1999 г. они подписали так называемое Всеобъемлющее соглашение по стали, добровольно ограничив экспорт в США. На холоднокатаную сталь, в частности, была установлена квота в 310 000 т в год.
Как выяснилось, россияне напрасно пошли на добровольные ограничения. Американская Комиссия по внешней торговле в конце концов решила, что никакой угрозы для американских сталеваров импорт из России не представляет — выяснилось, что он занимал слишком незначительную долю рынка. Но разорвать всеобъемлющее соглашение было уже невозможно.
На этот раз российские металлурги намерены бороться до конца, хотя на долю США приходится всего около 6% российского экспорта стали, причем большую часть этого объема составляют слябы, а не холоднокатаная сталь. «Американский рынок — один из самых привлекательных для нас, потому что цены на сталь в США, как минимум, на $20 выше, чем в других странах», — заявил «Ведомостям» менеджер дирекции «Северстали» по сбыту Александр Туманов. Именно «Северсталь» является крупнейшим в России производителем холоднокатаной стали.
«Потеря одного рынка вызывает эффект домино, мы с этим уже сталкивались», — говорит Андрей Петросьян, заместитель гендиректора НЛМК, второго по размерам российского производителя и экспортера холоднокатаной стали. — Сначала антидемпинговое расследование начинает одна страна, потом вторая, третья и так далее, поэтому допускать введение антидемпинга было бы стратегически неверно».
Собственно, уже сейчас российским сталеварам было бы нелегко переориентировать экспорт на другие рынки. В Европе, например, действуют квоты на поставки стали из России (в ближайшие два дня они станут одной из тем переговоров Владимира Путина с лидерами Евросоюза). Да и вообще мировой рынок стали перенасыщен. По словам Кахи Кикнавелидзе, аналитика инвестиционной компании «Тройка Диалог «, избыток сталелитейных мощностей в мире достигает 15%.
Именно этот переизбыток и делает американских производителей стали все менее конкурентоспособными у себя в стране: себестоимость у них выше, чем у иностранных компаний. Поэтому — впервые в истории — четыре стальных гиганта хотят фактически прекратить импорт сразу из 20 стран.
«Мы — отрасль, которая инвестировала огромные собственные средства в создание современного, конкурентоспособного внутреннего производства, — заявил глава Bethlehem Steel Роберт Миллер. — Но американские компании и рабочие не могут соревноваться с иностранными компаниями, чей бизнес, похоже, основан на государственных субсидиях и защищенности их собственных рынков».
Сильнее всех раздражают американских сталеваров, кстати, не россияне, а компании Аргентины, Бразилии, Франции и Южной Кореи: импорт стали в США из этих стран с 2000 г. вырос на 38% и, как утверждают инициаторы расследования, именно благодаря субсидиям. Для названных стран американские металлурги требуют не только установления 150% -ной пошлины, но и 40% -ного «компенсационного сбора», чтобы нейтрализовать господдержку.
Светлана Новолодская