Украинские власти официально объявили о проведении тендера среди украинских металлоторговых и металлоперерабатывающих компаний на допуск к переработке металла из зоны отчуждения Чернобыльской атомной электростанции. Тендер проводился госпредприятием «Укрметалл» при поддержке МЧС Украины и межведомственной комиссии по комплексному решению проблем ЧАЭС. Еще до опубликования тендера в зоне отчуждения электростанции активно шла работа по переработке металлолома, который затем используется для изготовления арматуры, балок и труб. Генеральный директор «Укрметалла» Анатолий Колесник заявлял, что переработка металлолома из Чернобыльской зоны очень перспективна, и дезактивации могут быть подвержены от 80 до 90 процентов металла из Чернобыля. При этом зону отчуждения планируют сократить в три раза – с 30 до 10 км. Таким образом, новые партии металла станут свободными для доступа и дальнейшего использования. С экономической точки зрения очень выгодный проект, сплошные плюсы для организаторов проекта. Но вот куда поступает этот металл после переработки? И, самое главное, безопасен ли он?
Чернобыльский металл, как правило, перерабатывается на металлообрабатывающих и машиностроительных предприятиях Восточной Украины. Представители экологических организаций уже заявили о радиационной опасности металлопродукции, выработанной с использованием этого сырья. Период полураспада содержащихся в металле радиоактивных примесей может составлять десятки, а то и сотни лет. И никакая металлургическая обработка не поможет очистить зараженный металл, даже его переплавка. «Чернобыльское загрязнение – это не однородная субстанция, а разрозненные микроскопические частицы с чрезвычайно высокой радиоактивностью, причем в основном не гамма-, а альфа- и бета-активности. Такая частица может быть внутри детали, трубы, и даже прибором она не всегда может быть обнаружена. А при монтаже, распиле активная частица может оказаться на срезе. И при использовании такой конструкции в строительстве излучение может быть столь велико, что в помещении и даже рядом с ним находиться нельзя. Таким образом, вероятность реальной угрозы жизни и здоровью людей очень велика», – говорит эксперт в области радиационной безопасности Владимир Чупров. Врачи считают, что использование в строительстве арматуры, труб и другого металлопроката выплавленного из чернобыльского металлолома может обернуться ростом появления у детей новообразований, злокачественных опухолей щитовидной железы, болезней эндокринной, нервной систем, органов чувств, кровообращения и т.д. При этом могут проявиться патологические эффекты со стороны таких органов, как сердце, печень, почки, центральной, вегетативной, нервной, эндокринной, иммунной и репродуктивной систем.
Казалось бы, и прибыль от этого сомнительного проекта по переработке чернобыльского металла, и все опасности и риски, с этим связанные – дело соседское. Но тут стоит вспомнить, что РФ активно закупает металлопродукцию (трубы, балки, строительную арматуру, метизы) на Украине, причем в немалых объемах. По данным ОЗПП «Общественный контроль», ежегодные поставки металла из Украины в Россию составляют 2,8 млн. тонн, а используется он, в том числе и в жилищном строительстве. Поэтому, по мнению экспертов, можно говорить о высокой степени вероятности попадания зараженного металла в Россию. Трейдом украинского металла занимается несколько российских компаний. Самая крупная – группа компаний «ДиПОС». В прошлом году компания продала 430 тысяч тонн металлопродукции на 247,2 миллиона долларов. В нынешнем году по прогнозам экспертов продажи ДиПОСа должны возрасти до 550 тысяч тонн с выручкой 277 миллионов долларов. Наиболее активно «ДиПОС» работает с «Днепропетровским металлургическим заводом им. Петровского», «Днепровским металлургическим комбинатом им. Дзержинского», «Алчевским металлургическим комбинатом» и т.д., которые в свою очередь имеют самое непосредственное отношение к переработке металла из зоны Чернобыльской АЭС. Таким образом, по мнению экологов, украинские трубы, балки и арматура, проволока, продаваемые ДиПОСом на российском рынке, широко используются и в промышленном производстве и при строительстве жилых домов, и при строительстве водоканалов.
Экологи встревожены тем, что в последнее время по всей стране отмечаются случаи обнаружения радиоактивных металлов, и происходит это все чаще. Так, в конце мая сотрудники службы радиационно-аварийных работ ГУП МосНПО «Радон» изъяли партию радиоактивных труб, обнаруженных на территории Москвы и Московской области. Из подмосковного города Ступино были вывезены арматурные металлоконструкции, загрязненные радионуклидами. Во Владивостоке специалисты изъяли груз металлопродукции в городском рыбном порту, мощность дозы гамма-излучения которого превышала естественный радиоактивный фон в 1000 раз. Стоит отметить, что тотальный радиационный контроль на таможне проходят только грузы, оформленные как радиоактивные, например отработанные ядерные отходы, металлопродукция серьезной проверке не подвергается. По данным Федеральной таможенной службы, за десять лет количество случаев перемещения товаров и транспортных средств с повышенным уровнем ионизирующего излучения через границу выросло в 50 раз и это притом, что таможенная служба оснащена необходимым оборудованием лишь на 55-70 процентов.
Российские экологи неоднократно били тревогу и пытались добиться ответной реакции на угрозу здоровью и жизни граждан, направляя запросы в правительство и подавая иски против металлоторговых компаний, ввозящих украинскую металлопродукцию в Россию. По информации Социально-экологического союза, в настоящее время готовится судебный иск против трейдерской компании ДиПОС, которая активно торгует украинской металлопродукцией, в производстве которой используется радиоактивный металл из Чернобыля. Суть иска – запрет на торговлю радиоактивным металлом. Представители общественных организаций уверены, что получение корпоративной выгоды взамен здоровья российских граждан – слишком дорогая цена, поэтому экологи убеждены, что деятельность ДиПОСа на этот раз не останется без ответа и привлечет должное внимание.