Экспансионистские амбиции украинских металлургов могут реализоваться в самое ближайшее время. В середине сентября стартовали сразу два конкурса, в которых могут принять участие наши олигархи. Румыния снова выставляет на продажу металлургический завод Laminorul, а правительство Пакистана определило 8 октября 2005 г. окончательным сроком подачи заявок для участия в приватизации крупнейшего меткомбината Pakistan Steel Mills.
На прошлой неделе румынская палата по вопросам возмещения государственных активов (AVAS) заявила, что меткомбинат Laminorul будет реализован на открытых торгах. Это уже четвертая попытка продать предприятие, находящееся на грани банкротства. Первая была сделана еще в 1999 г., когда некая компания Tubman International приобрела Laminorul. Государственные чиновники заявили, что ни один из инвесторов не смог выполнить взятые на себя обязательства. «Хуже то, что сегодня завод находится в еще более плохом состоянии, что означает дополнительные трудности при его продаже», — сообщают в AVAS. В июле этого года AVAS начала рассматривать предложенные зарегистрированной на Британских Виргинских островах компанией Truman Trade and Finance варианты приобретения пакета в 69,9% акций. Truman предоставил программу по инвестированию и реструктуризации, а также предварительное соглашение с торговыми домами. Румынское правительство тогда заявило, что если соглашения о приобретении предприятия достичь не удастся, то компания будет выставлена на продажу. А в сентябре AVAS сообщила, что предложение Truman Trade and Finance румынскую сторону не устроило из-за «недостаточного понимания инвестором ситуации». Как сообщает местная пресса, сроки нового приватизационного конкурса пока не определены. Государство считает, что завод является достаточно привлекательным активом, чтобы в нем участвовали достойные инвесторы. Претендент, в свою очередь, должен предоставить программу реструктуризации и инвестиций.
Впрочем, говоря о привлекательности Laminorul, румыны лукавят. Предприятие в год выпускает всего 550 тыс. т арматуры и сортового проката (уголок, швеллер, двутавр) — номенклатуры, слишком зависимой от сезонных колебаний спроса и с невысокой добавленной стоимостью. Кроме того, завод не обладает собственной сырьевой базой, поэтому перманентно испытывает проблемы с обеспечением своего литейного производства. Последние колебания рынка, когда цены на руду и металлолом продолжили рост, а на металл упали, привели к тому, что дела на Laminorul стали совсем плохи. Украинские же бизнес-группы — ИСД, СКМ и «Приват» — не только обладают своей сырьевой базой, но и демонстрируют весьма неплохой уровень менеджмента и «понимание ситуации». При этом «Приват» вообще контролирует ферросплавное производство недалеко от Laminorul, а хозяин СКМ Ринат Ахметов давно стал наиболее активным покупателем румынских футболистов, поэтому его очень хорошо знают в стране.
Более интересен и перспективен меткомбинат Pakistan Steel Mills (PSM). На данный момент это крупнейшее в стране предприятие полностью принадлежит государству, которое намерено продать его контрольный пакет (между 51 и 75%). В 2004/05 финансовом году PSМ продемонстрировал неплохие показатели прибыли. Загрузка мощностей составила 89%, суммарный объем продаж достиг $500 млн. Чистый доход по итогам года составил $100 млн. Консультантом приватизационной комиссии по вопросам продажи выступает консорциум, возглавляемый Citi-group Global Markets. Согласно тендерным правилам заинтересовавшиеся участники должны предоставить подробные данные о компании, трехлетний финансовый отчет. Завершить процесс приватизации правительство планирует до конца 2005 г. Максимальная мощность производства PSM составляет 1,1 млн т проката в год, а в долгосрочной перспективе данный показатель рассчитывают довести до уровня 3 млн т (это является одним из условий и целей проведения приватизации). Завод выпускает арматуру из импортируемой квадратной заготовки, часто украинского происхождения.
Ни одна из наших бизнес-групп пока не заявляла о намерениях приобрести упомянутые меткомбинаты. Однако будет странно, если от них в ближайшее время не последует заявлений об интересе к данным проектам. Характерными и симптоматичными были недавние слова старшего менеджера ЗАО «СКМ» Игоря Сырого о том, что философия группы в последующих приобретениях активов заключается в том, чтобы в странах с высоким уровнем потребления конечной продукции покупать прокатные мощности. Тут надо сказать, что и румынский и тем более пакистанский заводы отвечают ей в полной мере. Представители ИСД и «Привата» о своих принципах пока вслух не размышляли. Но, с точки зрения «Привата», интеграция своих ферросплавов с подконтрольным меткомбинатом в Румынии была бы совершенно логичной. ИСД же вообще зашел в деле скупки зарубежных активов дальше всех украинских бизнес-групп. Поэтому румынский или пакистанский «довесок» к венгерским и польским предприятиям дончанам не помешает