Группа «Белон», крупный производитель и продавец угля и металлопроката, готовит IPO на международном фондовом рынке. В состав группы входят ПО «Сибирь-уголь» (обогатительные фабрики «Беловская» и «Чертинская»), шахты «Листвяжная», «Чертинская», «Костромовская» и еще ряд инфраструктурных предприятий угольной отрасли Кузбасса. Помимо угольных предприятий, в группу также входят банк «Белон», «Первая Всесибирская инвестиционная компания «Икси», страховая компания «Сибирский спас».
О том, какие мероприятия будут осуществлены для вывода ценных бумаг предприятий «Белона» на международные биржевые площадки, а также о стратегии бизнеса в интервью агентству «Интерфакс-Сибирь» рассказал президент группы Андрей Добров.
Андрей Петрович, «Белон» два года назад заявил о намерении в 2008 году вывести свои акции на открытый рынок, провести IPO. На каком этапе сейчас находится эта программа?
Если говорить о внутреннем, российском фондовом рынке, то «Белон» уже сейчас готов подать заявку на первичное размещение наших акций. Практически все процедуры, необходимые для получения котировок на бирже, мы уже выполнили. В частности, у группы есть аудированный консолидированный баланс по российским стандартам, выстроена продуманная внутрикорпоративная идеология. И хотя для выхода на российские биржи не требуется отчетности, подготовленной по международным стандартам, отчетность по МСФО, головное предприятие группы, ОАО «Белон», готовит уже семь лет. С этого года мы переходим на подготовку консолидированной отчетности по МФСО уже всей Группы «Белон».
Однако наши планы более масштабные — мы планируем международное IPO, выведение наших акций на мировые финансовые рынки. Ряд подготовительных мероприятий для этого мы тоже уже реализовали, но есть еще некоторые моменты, которые нам требуется доработать.
Желательно, например, получить рейтинг серьезного международного рейтингового агентства. Отсутствие такого рейтинга не является фактором, принципиально ограничивающим возможность проведения IPO, однако его наличие повышает доверие инвесторов к компании и, следовательно, влияет на стоимость ее ценных бумаг на рынке. В наших планах получение двух рейтингов — кредитного рейтинга и рейтинга корпоративного управления.
Кроме того, нам необходимо будет несколько перестроить организационную структуру группы для повышения управляемости, прозрачности ее деятельности, четче определить и реализовать систему взаимоотношений между головной и дочерними компаниями. В этом году мы на условии тендера выбрали консалтинговую группу «Эрнст энд Янг», которая нам будет помогать в над этим работать.
Так же мы намерены продолжить работу по совершенствованию внутренней системы корпоративного управления «Белона». На годовом собрании акционеров в мае было принято решение о создании специальных комитетов при совете директоров по конкретным направлениям деятельности — по аудиту, по корпоративному управлению, по бюджету и инвестиционному планированию, по науке и инновационным технологиям, по кадрам и вознаграждениям.
Кроме того, в составе совета директоров на сегодня входят два независимых директора, представляющих серьезные зарубежные компании. Так, Алан Деннис Купер, гражданин Великобритании, был избран в совет директоров еще в 2004 году и у нас уже была возможность убедиться в том, что его более чем 35 летний опыт работы в качестве финансового консультанта полезен для развития «Белона». Господин Купер работал на руководящих должностях в подразделениях банковской группы Nat West в Цюрихе, Москве, Гамбурге, Лондоне, Нью-Йорке, а также в качестве консультанта для Nat West в McKinsey. В настоящее время он является президентом и совладелецем компаний United Venture Capital Ltd и United Bureau of Consultants (Великобритания), работающих в основном в Центральной и Восточной Европе и специализирующихся на управлении активами, оптимизации налогообложения, финансировании проектов компаний.
В нынешнем году в совет директоров «Белона» был избран еще один известный в международных деловых кругах финансист, бизнес-консультант — Дэвид Пул (Великобритания). Опыт работы господина Пула в международной банковской среде — более 25 лет. В его послужном списке — работа на руководящих должностях в Королевском банке Канады и его дочернем подразделении (Royal Trust Bank), а также в Первом Национальном банке Мэриленда (First National Bank of Maryland, дочернее подразделение Allied Irish Bank).
В том случае, если мы будем планировать IPO на Нью-Йоркской фондовой бирже, нам нужно будет увеличить число независимых директоров в совете до половины от общего числа директоров. IPO на Лондонской бирже не требует такого условия.
Полагаю, что до 2008 года большую часть этих мероприятий мы закончим и реально будем готовы к выходу на любую биржу. Решение о том, на какой площадке мы проведем IPO, будет принято накануне проведения этой процедуры, так как выбор биржи будет существенно зависеть от конъюнктуры рынка на тот момент. Дело в том, что колебания товарных рынков, на которых мы работаем — а именно, угля и металла, — и, как следствие колебания на фондовых рынках бумаг компаний, работающих в этих отраслях, происходят на европейских и американских площадках в разной степени и в разные периоды.
Коснулись ли подготовительные мероприятия нынешней структуры акционерного капитала группы?
Для того, чтобы бумаги обращались на рынке, их должно быть достаточное количество для создания free flow, а так же у них должен быть приемлемый номинал, в пределах менталитета инвесторов — 5-7 долларов, возможно — 10-20, но не более того. Поэтому мы проведем дробление акций. Эта процедура уже реализуется — на последнем собрании акционеров принято решение о дроблении акций. Количество обыкновенных акций увеличится с 400 штук номиналом 25 тыс. рублей в настоящее время до 10 млн. штук номинальной стоимостью 1 рубль. Когда эта процедура будет завершена, мы будем наращивать уставный капитал ОАО «Белон», его планируется увеличить существенно, в 140 раз — с 10 млн. рублей, до 50 млн. долларов.
Сроки проведения IPO остаются прежними?
По плану срок его проведения мы определили не позднее 2008 года. Однако этот график может корректироваться в зависимости от ситуации на рынке. Согласитесь, нелогично выходить на рынок со своими акциями в период пиковых спадов цен на бумаги компаний, работающих в тех же отраслях, что и мы: металлургических, угольных. Примеры этого рынок не так давно уже наблюдал.
Если рынок будет неблагоприятным на тот момент, когда мы будем полностью готовы к IPO, я не вижу смысла торопиться. Подготовка к нему — достаточно трудоемкая и дорогостоящая работа, которая должна не только окупиться, но и принести компании дополнительные финансовые ресурсы. Поэтому, конечно же, срок выхода на рынок мы будем определять исходя из его конъюнктуры. Например, по нашим оценкам, в ближайшие 7-9 месяцев для нашей отрасли ситуация на фондовом рынке будет одна из самых неблагоприятных, а к 2008 году — посмотрим.
Не планируется ли перевод всех компаний группы на единую акцию?
Ранее мы рассматривали такую возможность, однако пришли к выводу, что это не является принципиальным для IPO, единая акция не является ни ограничивающим, ни желательным фактором. Инвесторам нужна прозрачность компании. Если они будут понимать структуру группы абсолютно точно, то неважно, обращаются на рынке акции ОАО «Белон» или акции, появившиеся в результате перевода на единую акцию. Для этого мы и делаем сейчас все, чтобы упорядочить, сделать максимально прозрачной нашу структуру.
Какие направления деятельности сейчас являются для «Белона» приоритетными?
Два года назад, заявляя о планах провести IPO, «Белон» сформулировал «Базовую концепцию развития компании». Тогда мы подошли к ее подготовке очень серьезно и вдумчиво, этот документ был утвержден советом директором, а затем собранием акционеров и в 2003 году мы фактически приступили к ее реализации. Ключевые приоритеты, определенные в этой концепции, не изменились. Возможно, сейчас мы скорректируем некоторые количественные параметры поставленных задач, но стратегические цели остаются прежними.
Как приоритетные задачи мы обозначили для себя достижение существенного технологического прогресса в производственной сфере, укрепление рыночных позиций, выход на новые финансовые рубежи, реализацию инновационной политики и осуществление программы развития персонала.
Ключевой задачей, безусловно, является развитие производственных предприятий компании. Мы выделяем несколько основных направлений: добыча и комплексная переработка угля и создание собственной сети металло-сервисных центров в крупных городах России. В рамках инновационной деятельности мы изучаем возможности расширения ассортимента и производства новых продуктов, таких как металлургический кокс, углеродные волокна, углепластики, углекомпозиты, цемент, дизельное топливо и повышение их качества до уровня мировых стандартов.
В каком направлении идет развитие угольного бизнеса группы?
Что касается угледобывающих и углеперерабатывающих предприятий группы, то приоритетом является преимущественно интенсивный, а не экстенсивный путь их дальнейшего развития, не за счет наращивания объемов добычи угля, а за счет его эффективной, глубокой переработки.
Сейчас в это направление инвестируются серьезные средства. Если в 2003 году наши инвестиции в развитие производственных предприятий составили около 500 млн. рублей, то в 2004 году они увеличились почти до 950 млн. рублей. А инвестиционная программа на текущий год составляет уже порядка 2,5 млрд. рублей. Полагаю, что такие темпы инвестиционного развития говорят сами за себя.
Инвестпрограмма реализуется в двух направлениях. С одной стороны, мы модернизируем уже действующие предприятия, выводим их производственные мощности и организационную структуру на уровень мировых стандартов, в первую очередь — с точки зрения безопасности самого производства, совершенствуем технологии, закупаем современное оборудование, которое полностью автоматизировано.
За счет этого на 50-55% увеличится добыча на уже действующих предприятиях. Так шахта «Листвяжная» должна увеличить к 2008 году объемы производства примерно на 1 млн. тонн в год, с 2 до 6 млн. тонн в год. К 2007 году увеличится добыча и на шахте «Чертинская», с 700 тыс.тонн. до 1,5 млн. тонн угля в год.
С другой стороны, мы вкладываем средства в создание и развитие новых предприятий. Сейчас продолжается строительство шахты «Костромовская», работы там идут полным ходом. Ее проектная мощность составит порядка 2 млн. тонн угля в год. В первом полугодии 2007 года планируем получить вывести это предприятие на проектный уровень добычи.
В конце этого — начале следующего года планируется запустить разрез «Новобачатский», мощность которого составит 500 тыс. тонн угля в год.
В 2004 году предприятия «Белона» суммарно добыли 2,4 млн. тонн угля. После реализации всех вышеперечисленных планов ежегодный объем добычи угля к 2008 году может быть увеличен на 6 млн. тонн, до 8 млн. тонн.
Что касается переработки угля, то сейчас стоит задача сохранить на том же уровне загрузку тех обогатительных фабрик, которые входят в группу «Белон» — «Беловская» и «Чертинская». Сейчас они перерабатывают 8 млн. тонн угля в год, как добытого на наших предприятиях, так и поставляемого от других компаний. Эти объемы будут сохранены, однако мы рассчитываем, что в дальнейшем осуществлять загрузку фабрик мы будем в большей степени собственным углем.
Помимо этого, мы планируем реализовать очень интересный проект по созданию на базе шахты «Листвяжная» энерготехнологического комплекса. Помимо развития этой шахты и увеличения объемов добычи, он включает строительство новой обогатительной фабрики, создание модульных производств по глубокой переработке угля и мощностей по выработке электроэнергии.
Еще раз подчеркну, что мы не ставим только такой цели, как постоянное увеличение объемов добычи угля. Нет. Мы намерены выпускать на его основе продукцию максимально высокой стадии передела и, по возможности, перерабатывать все составляющие добычи полностью, обеспечивая выпуск продукции высокого качества.
За счет чего это планируется достичь?
В первую очередь, за счет работы на рынках высокотехнологичных продуктов, направление инвестиций в новые технологии. Этому мы уделяем большое внимание, осуществляем серьезные вложения в научные разработки. В прошлом году на эти цели было направлено более $1 млн., причем это без учета затрат на изготовление опытных промышленных образцов. В этом году запланирована примерно такая же программа.
С помощью ученых, например, мы решаем такую важную задачу, как внедрение в производство новых, специально для нас разработанных, технологий, создание нового продуктового ряда — продуктов из угля, угольного концентрата. Причем, мы ориентируемся на глубокую переработку угля и в этой сфере у нас уже есть хорошие результаты. Подчеркну, что речь идет именно об инновационных разработках, «ноу-хау». По некоторым нашим технологическим разработкам уже изготавливаются опытные установки специального оборудования.
На мой взгляд, это необходимо для того, чтобы не только не отставать от наших конкурентов, но и обеспечивать себе преимущества на рынке для сохранения и упрочения наших позиций. Без инновационных проектов говорить о перспективах развития очень сложно. Инновационность нашей компании — одно из ее конкурентных преимуществ.
Проект строительства энерготехнологического комплекса на базе шахты «Листвяжная» — из числа таких инновационных проектов?
В определенном смысле да. Если в мировой практике создание подобных комплексов встречается, то в России пока примеров очень мало. Мы хотим создать на «Листвяжной» замкнутый, технологический цикл, с переработкой углей в продукцию высокой степени передела и в электроэнергию. Он будет включать шахту, на которой добывается уголь, обогатительную фабрику, на которой из него производится продукт глубокой переработки, теплоэлектростанцию, обеспечивающая теплом и электричеством все объекты комплекса, и все сопутствующую инфраструктуру.
Добывающие мощности шахты «Листвяжная» за счет совершенствования технологии мы планируем за ближайшие 3 года довести до 6 млн. тонн в год. У нас разработана концепция развития этой шахты на 30 лет, запасы шахты позволяют строить столь долгосрочный план.
Параллельно с развитием шахты мы начали строительство новой, современной обогатительной фабрики, которая позволяла бы нам поставлять уже переработанный, высококачественный продукт, востребованный рынком. Строительство ведется на базе головных сооружений бывшего опытно-промышленного углепровода Белово-Новосибирск. Площадку под фабрику «Белон» получил на условиях тендера с инвестиционными условиями. Этот объект в 1980-е годы был крупным, известным промышленным проектом. Путепровод и вся инфраструктура в Белово хотя и были построены, но так и не использовались по прямому назначению на полную мощность. Мы провели детальное обследование тех объектов, которые остались от путепровода и получили заключение специалистов о том, что часть корпусов реально можно использовать под новые мощности. Фабрика будет построена и оснащена по последнему слову техники. В этом году мы провели подготовительную работу, с 1 июля проект фактически стартовал. Запуск фабрики планируется на третий квартал 2006 года.
Помимо развития мощностей шахты и создания фабрики, мы так же планируем строительство в этом блоке мини-теплоэлектростанцию мощностью 25 МВт, которая будет работать на отходах углеобогащения и обеспечивать электроэнергией все производства. Таким образом, в результате получится самодостаточный промышленно-энергетический комплекс.
Отмечу, что в реализации этого проекта нас поддерживает администрации Кемеровской области, так как для региона это фактически возрождение практически полностью уничтоженного предприятия.
«Белон» является крупным металлотрейдером, каковы перспективы развития этого направления?
Для нас оно является таким же стратегическим, как угольное. Мы собираемся продолжать наращивать объемы продаж в среднем на 8-15% в год. Да, нужно признать, что сейчас ситуация на этом рынке, неоднозначная, рынок «провалился». Экспортная цена металла была на пике в январе, сейчас она упала практически на 30-40%. Однако никто не исключает ее роста в долгосрочной перспективе.
В текущей ситуации для решения такой задачи, как наращивания объемов продаж металла, нужно выходить на рынок с какими-то новыми решениями. На рынке металлоторговли «Белон» намерен позиционировать себя как серьезного, постоянного поставщика с продажами металла конечному потребителю. В нашем случае — это создание собственной сети металло-сервисных центров.
Мы уже осуществили первый этап этой программы. На сегодняшний день мы имеем 14 складских комплексов, специализирующихся на поставках металлопродукции. В перспективе «Белон» планирует развить их до уровня современных металло-сервисных центров и открыть аналогичные во всех тех регионах, где есть спрос на металлопрокат, металлоизделия. Мы планируем запускать по два-три таких новых центра в год, в зависимости, конечно же, от ситуации на рынке.
Мы ставим задачу дойти до самого мелкого потребителя, продавать металл не только вагонами или тоннами, но и, допустим по 100 кг. металла, а если потребуется, то и по 10 кг. Для этого необходимо иметь в регионах не только оптовые склады, но и укомплектовать из сервисными подразделениями. Если потребителю нужен не просто лист, а лист какой-то конкретной конфигурации: порезанный, погнутый и т.д., то он должен сразу же, на складе, получить все услуги по доведению металлоизделия до соответствия его требованиям. Причем, прийти может любой клиент, который захочет купить металл, например, промышленный кооператив, торговый лоток, частный потребитель, и он должен получить именно то, что хочет по объему, по качеству и форме.
Фактически это новый вид услуг, которого сейчас на рынке нет. И это тоже немалые объемы инвестиций — нужны сами торговые терминалы, специальное оборудование, крановое хозяйство, транспорт, обученный персонал. По нашим оценкам инвестиции в создание одного такого центра оцениваются в 15-200 млн. рублей.
С учетом всего рассказанного, не планируется ли изменение плановых финансовых показателей на 2008 год, которые заданны в «Концепции»?
Да, корректировка возможна. Это связано с тем, что к некоторым показателям, запланированных к 2008 году, мы подошли уже сейчас. В первую очередь это касается консолидированного объема продаж.
Например, согласно первоначальному плану к 2008 году объем продаж предполагалось увеличить до $500 млн. а уже в 2004 году они составили порядка $ 465 млн. Это, конечно, обусловлено тем, что технологическое развитие группы идет довольно высокими темпами, но нельзя сбрасывать со счетов и такой фактор, как инфляция, так как резкие колебания рыночных цен на нашу продукцию — металл и уголь.
Поэтому мы действительно сейчас просчитываем, какие корректировки в план нам необходимо внести по ключевым показателям. Окончательного решения по этим изменениям пока нет, но я думаю, что плановый объем продаж, скорее всего, будет увеличен до 650 млн. долларов к 2007 году.