Монополия — это опасно
И особенно — для украинской металлургии
Против передачи Никопольского ферросплавного завода в руки промышленно-финансовой группы «Приват» выступил член парламентского комитета по вопросам промышленной политики и предпринимательства, руководитель Мариупольского меткомбината им. Ильича Владимир Бойко. «НЗФ — крупнейший в Европе завод, производящий ферросплавы, необходимые для металлургической промышленности. Не дай Бог, если это предприятие попадет в руки «Привата». Тогда он станет полным монополистом по ферросплавам и сможет дирижировать ценами», — сказал Бойко. «Здесь таится большая опасность. Пусть правительство решает это дело, как знает, но, думаю, Антимонопольный комитет согласия на это не даст», — добавил известный металлург.
Как известно, ферросплавное производство является одним из ключевых элементов системы сырьевого обеспечения металлургических предприятий. В 2003 году ОАО «Приднепровье», КБ «Приватбанк», ОАО «Запорожский завод ферросплавов» и ОАО «Стахановский завод ферросплавов» подали заявки на участие в конкурсе по продаже пакета акций ОАО «Никопольский завод ферросплавов». Еще тогда глава правления ОАО «ЗЗФ» (в то время) Павел Кравченко заявлял о намерении сформировать единую политику сбыта Запорожского и Никопольского заводов в случае, если «ЗЗФ» приобретет акции НЗФ.
Правда, этим планам сбыться тогда не удалось. Конкурс выиграло «Приднепровье». Сегодня в Украине три крупнейших производителя ферросплавов. Два из них — Стахановский и Запорожский заводы — находятся под контролем финансово- промышленной группы «Приватбанка», что означает фактический контроль над 44,5% украинского рынка ферросплавов. К тому же у этой группы все отечественные горнообогатительные предприятия, поставляющие ферросплавным заводам руду. Если группе «Приват» удастся заполучить еще и Никопольский завод ферросплавов, то такая концентрация мощностей приведет к 100-процентной монополизации украинского рынка и полностью уничтожит конкуренцию на нем, что позволит, как предполагает Бойко, монопольно диктовать цены на ферросплавную продукцию. Это, в свою очередь, негативно повлияет на конкурентоспособность отечественной металлургической промышленности, которая и без того упала в связи с неблагоприятной мировой конъюнктурой.
В 2003 году, во время приватизации «НЗФ», как потенциальные инвесторы, так и политические руководители страны понимали, что приватизация «НЗФ» «Приватбанком» может иметь негативные последствия. Монополия — это всегда плохо. (С этим, кстати, в принципе согласен и лидер группы «Приват» Игорь Коломойский. В монополизации чего-либо он видит «только минусы»). В 2003 году на имя тогдашнего президента Украины Леонида Кучмы было отправлено письмо за подписями руководителей «ММК», «Запорожстали», «Криворожстали», «Азовстали» и других крупнейших металлургических предприятий. Авторы просили не допустить приватизации и монополизации ферросплавного производства и не продавать «НЗФ» структурам, близким «Приватбанку». Среди подписавшихся под этим письмом был и Владимир Бойко.
В 2003 году контроль над «НЗФ» «Приватбанку» не достался. Тогда действовала система сдержек и противовесов. В соответствии с ней усиление одних бизнес-групп влекло за собой поддержку других и наоборот. Но конкурс по продаже «НЗФ» оказался для тогдашней власти особенно сложным: приглашенные иностранные инвесторы от участия в нем отказались, поэтому пришлось искать заводу хозяина внутри страны. И, как вспоминают участники событий, вопрос: «Как продать Пинчуку?» не стоял. Важно было не продать Коломойскому и, таким образом, уберечь украинскую металлургию от монопольного влияния очень мощной группы.
Интересно, сейчас кто-нибудь в правительственных кругах еще считает эту проблему актуальной? Или монополизм нас уже не тревожит?