То, что «Укрзализныця» не смогла доказать эффективность тарифного плана, введенного с 1 апреля 2005 г., было очевидно еще в мае — после падения спроса на отечественную металлопродукцию на внешних рынках. Сейчас правительство намерено исправить ситуацию путем существенного снижения стоимости промышленных перевозок. Остаются вопросы кому, насколько и в какой последовательности снизят стоимость билета в грузовом вагоне.
Недолгий триумф «Укрзализныци»
Повышение железнодорожных тарифов задумывалось в благоприятный для металлургов период, когда стоимость металла на внешнем рынке оставалась стабильно высокой, экспортные каналы углублялись, и производственные планы метпредприятий за первый квартал были перевыполнены. Исходя из этого, Минтранссвязи и Кабмин сделали вывод, что увеличение стоимости грузоперевозок не несет за собой никаких рисков для металлургической отрасли. Это также послужило основанием для повышения уровня рентабельности поставщиков газа и электроэнергии за счет промышленников.
Вместе с тем, как известно, данные проекты подверглись резкой критике со стороны металлургов, что привело к конфликту между властью и промышленниками, и вынудили обе стороны искать компромисс (повышение на 50-2,6% в зависимости от типа груза). Однако и он не устроил клиентов «Укрзализныци», посчитавших необоснованным увеличение стоимости перевозок без предоставления более качественного сервиса. Однако, несмотря на недовольство участников рынка, все складывалось таким образом, что эпилог данной истории мог быть только один: повышение тарифов должно было произойти поэтапно до конца 2005 г. Если бы не одно маленькое «но» — падение спроса на внешнем рынке.
Напомним, что в марте – период наиболее жарких дискуссий о экономической нецелесообразности увеличения жд тарифов – мало кто брал на себя смелость прогнозировать падение внешнерыночной конъюнктуры. По словам многих экспертов, прозвучавшим постфактум, столь печальные для металлургов события ожидались не ранее начала-середины 2006 г. Падение производства значительно уменьшило трафик грузовых перевозок. Второй по значимости причиной стал переход, где это только возможно на альтернативный транспорт (в основном на плавсредства).
После того как «грянул гром», первой ласточкой стало введение моратория на повышение цен на газ, электроэнергию и жд тарифы. Однако в течение двух месяцев других подвижек в вопросе либерализации производственной и торговой деятельности для металлургов не было сделано. Законодательную тишину 1 июля прервал голос Евгения Червоненко, министра транспорта и связи Украины, который заявил, что до конца текущего года не планируется пересмотр тарифов на грузовые железнодорожные перевозки. «Отдуваясь» за свое ведомство и весь Кабмин, министр транспорта и связи в очередной раз напомнил, что на сегодняшний день в Украине самые низкие железнодорожные тарифы в СНГ.
При этом министр уточнил, что Кабинет министров рассмотрел два проекта железнодорожных тарифов на грузовые перевозки, предложенные Минтранссвязи. В частности, один из проектов предполагал установление тарифов в соответствии с требованиями Всемирной торговой организации, а второй — сохранение их на уровне, существовавшем до 1 июля 2005 г. По словам Червоненко, правительство решило утвердить второй проект и, таким образом, тарифы на грузовые перевозки ж/д транспортом не будут изменяться до конца текущего года.
Выходом из глухого угла послужило намерение президента Украины Виктора Ющенко проанализировать влияние повышения тарифов в текущем году и «в случае необходимости» принять надлежащие меры по нормализации ситуации до 1 сентября. После этого были снижены на 30% тарифы на перевозку кокса, сейчас рассматривается вопрос о 50%-ном сокращении стоимости перевозок угля. Кроме того, «под шумок» свое предложение об уменьшении тарифного «гнета» выдвинули и горнодобывающие предприятия.
Лед тронулся