© Rusmet.ru, 2005
Что это мы все о деньгах и о деньгах? Поговорим о том, какой лом собирают заготовители, во что его перерабатывают и, что в конечном итоге поступает на металлургические заводы и комбинаты, и как в свою очередь они «это» принимают.
Все операции с ломом, независимо от того находится ли рынок лома на глобальном подъеме или спаде, необходимо разделить на две временные категории, которые для краткости назовем сезон и не сезон. Сезон характеризуется переизбытком лома на рынке, снижением закупочных цен у ломозаготовителей и металлургов, которые в ситуации полного достатка ждут выполнения любого своего каприза: 3А – хочу, 12А – не хочу. Совершенно очевидно, что в этот период условия приемки лома более жесткие, в отличии от периода не сезона, когда металлурги стоят в очереди к заготовителям и просят еще вагончик. Тут уже не до жиру, не встали бы печи. Соответственно и условия приемки резко смягчаются. Заводы становятся более уступчивыми.
Однако, приемка на заводе зависит не только от сезонности. На каждом предприятии сложились свои правила (иногда негласные), у кого и как принимать, что такое засоренность и, что с этими вагонами делать, пускать ли на приемку представителей поставщика. Из всех этих вопросов и складывается определенное мнение о порядках приемки на заводе и соответственно формируется круг его поставщиков. Кого-то интересует, что берут все, чего не привезешь, а кого-то идеальное и быстрое оформление документов и минимальный простой вагона.
Существует и обратный процесс. Не каждый поставщик сможет подстроиться под условия завода. На волне ломосдаточной эйфории 2004 года на рынок пришло много непрофессионалов, которые, по мнению одного из наших экспертов, «не знают даже ГОСТа, они слышали, что есть 1500х500х500 и для них это все 3А, не говоря уж про
толщину металлолома — ни кто не знает».
Данная проблема всегда будет иметь две стороны. Заводы и ломозаготовители вряд ли придут к долгосрочному консенсусу, поскольку уж слишком разные у них задачи. Каждый прав по-своему, но все же хочется, чтобы все взаимные претензии разрешались цивилизованным путем.
На сегодняшний же момент поставщики лома везут, что хотят (см., например, фотогалерею на сайте http://scrap.rusmet.ru), а заводы, по словам еще одного нашего эксперта «не борются за имидж своей компании как за бренд».
Заводы пользуются тем, что поставщику данного региона деваться некуда, он все равно будет вынужден грузить на местное предприятие. Поэтому для поставщиков не совсем привлекательно ориентироваться на единственный комбинат-монополист. Надо пытаться найти другие направления. Примером тому может служить недавняя переориентация потоков лома с Алтая и Хакассии на Урал, вследствие ужесточения приемки на ЗСМК.
Полный вариант статьи с характеристиками условий приемки на различных комбинатах по данным экспертов Rusmet.ru можно посмотреть на сайте http://scrap.rusmet.ru