Для Украины, где мало других источников энергии, — это вопрос экономической безопасности.
«Мы видим в угольной сфере национальный стратегический интерес Украины — это наша энергетическая независимость, наше богатство, наше будущее», — заявила премьер-министр Юлия Тимошенко, представляя парламенту концепцию развития топливно-энергетического комплекса (ТЭК) Украины, базовые положения которой лягут в основу «Энергетической стратегии Украины до 2030 года». Этот документ правительство обещает утвердить в течение ближайших месяцев. Одним из главных приоритетов правительства в сфере топливно-энергетического комплекса станет реформирование угольной отрасли.
Конечная цель намеченных реформ — привлечение частных инвесторов и увеличение к 2030 году ежегодной добычи горючего ископаемого до 112 млн. тонн (в 2004 году добыто 80,5 млн. тонн угля). При этом Украина планирует полностью обеспечить свои потребности в энергетическом угле, а импорт коксующегося — уменьшить до 2,4 млн. тонн в год. Экспорт угля не предусмотрен.
Основные потребители энергетического угля — тепловые электростанции (ТЭС) Украины, которые в последние годы производят около 40% всей электроэнергии страны. В этом году на обслуживание тепловых электростанций потребуется почти 25 млн. тонн угля. Прогнозируется, что до 2030 года годовое потребление ТЭС будет увеличено до 63 млн тонн.
Второй потребитель «черного золота» — коксохимическая промышленность, главный поставщик сырья для металлургии. В 2005 году металлурги заказали угольщикам около 32 млн тонн коксующегося угля, а к 2030 году предполагается, что его потребление вырастет до 39,8 млн. тонн. Имея спрос со стороны мощных потребителей, Украина должна поднимать добычу угля, прогнозные запасы которого составляют 117,5 млрд. тонн, а промышленные запасы на действующих шахтах — 6,5 млрд. тонн, включая 3,5 млрд. тонн (54%) запасов энергетического угля. Однако в последние годы его добыча снижается.
Дешевый уголь из России
Украине во что бы то ни стало нужно найти выход из лабиринта угольных проблем. В противном случае наша страна, владеющая колоссальными запасами «черного золота», может надолго превратиться в импортера российского угля. Сейчас мы ввозим его из-за границы больше, чем экспортируем сами. К примеру, в настоящее время Украина планирует продать за границу 5,7 млн. тонн угля, а импортировать — 11,4 млн. тонн, что почти на 2 млн. тонн больше, чем в прошлом году. Завозится он, в основном, из России (97%) и Казахстана (3%). Необходимость импорта обусловлена тем, что в Украине коксующегося угля, который к тому же отличается высоким содержанием серы, добывают недостаточно.
Кроме того, в стране не хватает угля газовой группы, ведь каждый энергоблок ТЭС работает на определенной марке угля, поэтому дефицит приходится покрывать за счет импорта. Россия заинтересована в наращивании экспорта «черного золота», так как там приватизация угольной отрасли уже завершилась, и она теперь наращивает объемы добычи, излишки которой отправляет на экспорт, в том числе, и к нам.
Но главное — российский уголь дешевле. Так, в прошлом году Украина импортировала его по цене 27 долларов за тонну, что значительно ниже себестоимости добычи украинского угля (34 доллара за тонну). А оптовая цена энергетического угля на отечественном рынке в 2004 году составляла эквивалент 31 доллара за тонну (без НДС и стоимости доставки), а в нынешнем — почти 40 долларов. Украинским потребителям выгоднее покупать российский уголь.
Конкурировать с Россией приходится в неравных условиях, так как горно-геологические условия добычи там гораздо легче. Поэтому себестоимость добычи угля в Украине в три, а подчас и в девять раз превышает российский показатель. На месторождениях Сибири, где уголь добывают открытым способом, затраты на добычу составляют 5-10 долларов за тонну, а на некоторых разрезах Красноярского края — 2 доллара за тонну. И даже удаленность Кузнецкого бассейна (4 тыс. км) — не преграда для экспорта российского угля в Украину, несмотря на то, что транспортные расходы увеличивают его стоимость в два раза.
Угроза экспансии российского угля стала одной из веских причин, по которой эксперты засомневались в целесообразности создания в рамках Единого экономического пространства зоны свободной торговли, предполагающей отмену таможенных барьеров. Ведь отмена пошлин приведет к тому, что цена российского угля станет еще более привлекательной для украинских потребителей. А его бесконтрольный ввоз приведет к полному краху отечественной угольной промышленности.
Поэтому на фоне глобального нефтегазового кризиса украинская власть просто обязана возродить отечественный углепром. Уже мало кто помнит, что в 1990 году добыча угля составляла 165 млн тонн в год, то есть в два раза больше нынешнего. В структуре запасов органического топлива страны доля угля занимает 95%, а запасы нефти и газа — лишь 5%.
Украина и сейчас входит в первую десятку ведущих стран мира по объемам добычи угля. Однако производительность труда в несколько раз ниже, чем в России, Германии, Польше, и в десятки раз ниже, чем в США, Канаде, Австралии, Южно-Африканской республике.
Уровень зарплаты в угледобывающей отрасли ниже, чем в других отраслях ТЭК. И причина всех бед не только в объективных проблемах — сложности геологических условий добычи, низком техническом уровне предприятий, физическом и моральном износе оборудования. Эксперты отмечают, что к стагнации отрасли привели такие субъективные факторы, как низкий уровень менеджмента и, мягко говоря, признаки криминальной деятельности в угольной отрасли.
Убыточная отрасль
В Украине работают 164 шахты и три разреза, представляющих собой самый старый шахтный фонд среди стран СНГ: уровень износа оборудования превысил 80-90%. Более 96% шахт свыше 20 лет работают без реконструкции, поэтому не удивительно, что большинство из них убыточны. С прибылью работают два десятка предприятий, остальные существуют за счет государственных дотаций.
Однако выделяемых из бюджета средств для поддержки убыточных шахт хронически не хватает, поэтому из года в год, как снежный ком, растет кредиторская задолженность отрасли. Ныне этот показатель достиг почти 10 млрд грн, что в 2,5 раза превышает дебиторскую задолженность (4 млрд. грн) и равноценен стоимости годового объема производства угольной продукции Украины. Перекос в цифрах свидетельствует о безысходном состоянии отрасли.
Поскольку шахтный фонд безысходно устаревает, ежегодно приходится закрывать по 2-3 шахты. Сейчас в стадии закрытия находится 114 предприятий, но остаются нерешенными экологические проблемы. Износ шахтного фонда стал причиной нарастающего падения угледобычи. За пять месяцев текущего года по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом добыча угля уже снизилась на 5,2%. В январе-мае было добыто 18,3 млн. тонн энергетического и 14,2 млн. тонн коксующегося угля. Однако потребители отечественного «черного золота» не могут выкупить даже эти объемы. Проблема в том, что летом ТЭС резко сокращают производство электроэнергии. Ныне из 8-10 установленных на ТЭС энергоблоков работают не более двух. Не лучшим образом обстоят дела и в металлургии, так как изменилась конъюнктура на мировых рынках и резко упал спрос на украинскую металлургическую продукцию. Поэтому основные потребители коксующегося угля — металлургические предприятия — вынуждены останавливать свои производства. А значит, и угольщики вынуждены сокращать добычу.
Ситуация приобретает угрожающий масштаб. Представитель угольной отрасли рассказал «Эксперту», что на складах тепловых электростанций накоплен запас энергетического угля в объеме 2,4 млн. тонн, то есть примерно зимняя норма.
«Сегодня мы готовы ежемесячно поставлять для тепловых электростанций Украины 2,1-2,2 млн. тонн угля, но они в лучшем случае у нас берут 1,8-1,9 млн тонн в месяц. При этом им приходится откладывать по 300 тыс. тонн на склады, так как месячная потребность тепловых электростанций составляет примерно 1,5-1,6 млн. тонн. У нас избыток антрацитового угля, и мы вынуждены искать рынки сбыта за рубежом», — сообщил «Эксперту» представитель углепрома на условиях анонимности. Между тем министр топлива и энергетики Иван Плачков заявил нашему изданию, что ситуация с отгрузкой угля уже налаживается, платежи осуществляются вовремя и в полном объеме.
Не хватает 300 миллионов гривен
В бюджете на этот год для угольной отрасли предусмотрено 3,4 млрд. грн., из них 1,4 млрд. — на капитальное строительство и техническое перевооружение и 770 млн. грн. — на погашение затрат, связанных с высокой себестоимостью угольной продукции. Оставшиеся примерно 1,2 млрд. грн будут потрачены на другие программы, в том числе на реструктуризацию отрасли.
Финансирование отрасли из государственной казны осуществляется в положенные сроки и в полном объеме. Но ввиду того, что в мае этого года по указу президента начата реорганизация больших государственных компаний, вскоре появится ряд мелких убыточных госпредприятий и шахт. Речь идет о расформировании крупных государственных предприятий, созданных в прошлом году. Тогда все шахты Украины были объединены по территориальному признаку в крупные госпредприятия. Чтобы усреднить цену добываемого угля, убыточные шахты сгруппировали с прибыльными, после чего новые предприятия требовали меньших сумм господдержки.
Теперь в результате расформирования правительству предстоит найти дополнительно 300 млн. грн. для их финансирования. В бюджете эти средства не предусмотрены, значит, в него придется вносить изменения.
Финансовое состояние шахт можно было бы поправить за счет повышения цены угля или же снижения затрат на его производство. Но в этом году цены на него, по сравнению с прошлым, уже выросли: на энергетический — с 164 грн. до 204 грн. за тонну; на коксующийся уголь — с 350-370 грн. до 550 грн. за тонну. В результате начались проблемы с его реализацией. Из-за невозможности дальнейшего повышения цен все чаще звучит предложение ограничить импорт коксующегося угля.
В правительстве создана рабочая группа, которая пытается найти выход из создавшегося тупика, обусловленного падением спроса на металл на мировом рынке. На заседании Кабинета министров, состоявшемся 16 июня, среди прочего, было принято решение о снижении предприятиями ГМК импорта кокса и коксующегося угля из России до пределов, требуемых технологией производства.
Юлия Тимошенко поручила министерствам экономики, а также топлива и энергетики обеспечить мониторинг снижения импорта. «Если не будет резкого спада импорта, мы будем переходить к квотированию», — пообещала премьер-министр. Она также поручила этим министерствам подписать с предприятиями ГМК меморандум о ценах на кокс и коксующийся уголь. Так что тема избытка «черного золота» ныне находится в эпицентре внимания правительства, и пока рано делать выводы об успешном выходе из кризиса.
Возрождение Минуглепрома и приватизация шахт
Угроза энергетической безопасности Украины вынудила высшее руководство страны вмешаться в работу отрасли. Еще в мае президент Виктор Ющенко провел совещание по состоянию дел в угольной промышленности, на котором поручил рабочей группе внести предложения по созданию уполномоченного центрального органа исполнительной власти, который занялся бы реализацией государственной политики в угольной сфере. Таким образом, решено возродить Министерство угольной промышленности.
Проект указа согласовывается в Кабмине, хотя конечный срок создания министерства был определен 11 июня. Пока же госпредприятиями отрасли управляет НАК «Уголь Украины» (была создана в октябре 2004 года), хотя юридическое функционирование этой компании поставлено под большое сомнение. Под ее эгиду переданы государственные предприятия, а это противозаконно, поскольку данная структура должна управлять акциями угольных компаний. Но ввиду того, что угольные предприятия пока не корпоратизированы, акций попросту нет. Именно поэтому было решено временно, до проведения корпоратизации угольных предприятий, возродить работу Минуглепрома.
Чтобы привлечь частных инвесторов к развитию угольной промышленности, отрасль планируется приватизировать. В Минтопэнерго разработан законопроект «Об особенностях приватизации предприятий угольной промышленности», который ныне проходит согласование в министерствах и ведомствах. Планируется, что проект передадут в парламент в сентябре.
Суть его сводится к тому, что все угольные предприятия будут разбиты на три группы. В первую группу войдут привлекательные для инвестора шахты. Их немного, и Фонд госимущества продаст их по обычной схеме. Во вторую группу будут включены те, которые при определенных условиях могут стать прибыльными. «Эти предприятия будут проданы, а деньги возвращены им на развитие, а не в государственный бюджет», — сообщил источник. В третью группу войдут шахты, которые еще могут добывать уголь, но они уже никогда не будут прибыльными. Их планируется продать по символическим ценам — вплоть до одной гривни за шахту. Те, кто купит шахты с небольшими запасами угля, должны взять на себя обязательства впоследствии их закрыть. Таковы планы на ближайшее будущее.
Пока же Минтопэнерго планирует провести инвентаризацию имущества угольной промышленности. А главное — определить, законно ли приватизированы предприятия отрасли. Особый интерес вызывает проблема приватизации углеобогатительных фабрик, — всего в Украине 56 таких предприятий, и половина из них — частные. По мнению экспертов, фабрики несправедливо «накручивают» цену на переработку угля.
Возможно, будут списаны или реструктуризированы кредиторские долги угольной отрасли — 10 млрд. грн., что существенно повысит привлекательность шахт в процессе приватизации. Виктор Ющенко еще в мае поручил Минфину и Минэкономики внести предложения по решению этой проблемы.
Главным стимулом для повышения эффективности работы угольной промышленности станет рынок угля. Президент обязал обеспечить с 1 июля этого года продажу коксующегося угля через аукционы (энергетический уголь, видимо, начнут продавать на аукционах с 1 января 2006 года). НАК «Уголь Украины»работает над созданием Торгового дома, а также согласовывает с правительством порядок проведения аукционов.
Три шага к финансовой свободе
Запланированные к внедрению рыночные механизмы должны создать базу для достижения стратегической цели — возрождения былого успеха в угледобыче. Долгосрочная политика государства предполагает три этапа развития угольной отрасли: ближней (2006-2010 годы), среднесрочной (2011-2015 годы) и отдаленной перспективы (2016-2030 годы).
На первом этапе все усилия планируется направить на развитие шахтного фонда, а объемы добычи увеличить до 90,9 млн. тонн в год. Для этого предполагается ввести в действие 17 млн. тонн новых производственных мощностей за счет завершения строительства трех шахт, а также реконструкции действующих угледобывающих предприятий. Конечная цель — к 2010 году полностью удовлетворить потребности национальной экономики в энергетическом угле за счет собственной добычи, а коксующегося угля — на 82%.
На втором этапе намечается увеличить добычу угля до 96,5 млн. тонн, а на третьем — до 112 млн. тонн в год. К тому времени предполагается полностью обеспечить потребности в энергетическом угле, а импорт коксующегося угля снизить до 2,4 млн. тонн — это 6% от потребности. Экспорт угля не предусматривается. Такой прирост в добыче планируется осуществить за счет строительства новых шахт на разведанных участках угольных месторождений. При этом предполагается использовать высокопродуктивную технику украинского производства, энергосберегающие технологии, а также современные системы автоматизации производства.
На реализацию запланированного нужны большие средства: до 2010 года ежегодно необходимо 7,5-7,8 млрд. грн., половина из которых должна выделяться из бюджета.
Прогнозируется, что на третьем этапе угольная отрасль будет развиваться в основном за счет собственных средств предприятий и негосударственных инвестиций. Государственное финансирование сократится до 6% от общего объема. Ожидается, что эффективность работы отрасли будет обеспечена за счет коренного технологического обновления производства и рационального использования недр. И, конечно же, за счет адаптации угольных предприятий к рыночным условиям работы.
Авторы предложенной концепции исходят из того, что уголь будет еще долго оставаться единственным энергоносителем, который Украина имеет в объемах, достаточных для полного обеспечения потребностей национальной экономики. Привлечь в убыточную отрасль десятки миллиардов инвестиций — чрезвычайно сложная задача. Возникают сомнения, что выстроенные в «Энергетической стратегии» «маяки» станут реальностью. И для этого есть веские основания. За годы независимости Украины было принято три программы развития угледобывающей промышленности и два указа президента о структурной перестройке отрасли. Все эти программы провалены, отрасль разворована, бюджет страны опустошен. И только самые прибыльные шахты Украины, входящие в холдинги «Павлоградуголь» и «Краснодонуголь», успешно приватизированы. И именно они в составе холдингов демонстрируют рост добычи угля на фоне всеобщей стагнации.
Однако нынешней власти придется решать поставленные задачи, несмотря на разгар мирового нефтегазового кризиса. Возможно, за счет резкого ограничения других, притом очень важных, расходных статей государственного бюджета. Пока же 80% расходов госбюджета идут на социальные нужды — по данному показателю Украина стала лидером среди ведущих стран мира, но, по словам академика Валерия Гейца, «это путь в никуда».
Кризис на нефтегазовом рынке вынудит и правительство, и президента посмотреть под другим углом на причины торможения экономики и угольной отрасли в частности. Полезно вспомнить 50-60-е годы прошлого столетия — тогда в Украине строили по 35 новых шахт в год, а ныне и одну не могут построить за пятилетку. В том, будут ли достигнуты поставленные стратегией цели, не уверены даже ее разработчики. Здесь слишком много зависит от политической воли высшего руководства страны и взаимодействия президента, парламента и правительства. Им предстоит в новых условиях повторить нелегкий путь, уже пройденный Украиной в тяжелые послевоенные годы середины прошлого столетия.