Искандер Махмудов, российский бизнесмен, тщательно избегающий публичности, внезапно решил заняться прессой. У своего давнего знакомого Сергея Родионова он купил долю в одноименном издательском доме, который владеет журналом “Профиль” и готовит к выпуску еженедельник BusinessWeek. И для рынка, и для партнеров ИД Родионова сделка стала полной неожиданностью.
О том, что Искандер Махмудов стал инвестором Издательского дома Родионова, “Ведомостям” рассказал Андрей Бокарев, один из партнеров бизнесмена и председатель совета директоров “Кузбассразрезугля” (контролируется Махмудовым). Сам Сергей Родинов, до этого владевший 100% долей ООО “ИД Родионова”, подтвердил сделку “Ведомостям”. По его словам, 50% ддолей издательского дома Махмудов и Бокарев купили на двоих, по 25% каждому. Сумму сделки Бокарев не раскрыл, но назвал справедливой оценку стоимости всей компании в $25 млн, данную экспертами. “У нас не было проектов с Родионовым раньше, но я с ним дружу больше 10 лет, очень хорошо его знаю, поэтому мы решили войти в этот проект”, — объяснил бизнесмен.
Махмудова трудно заподозрить в симпатиях к медийному бизнесу. Военный переводчик с арабского языка по образованию, 41-летний магнат начинал строить бизнес вместе с Михаилом Черным, теперь проживающим в Израиле. Предприниматель не появляется на публике, не любит фотографироваться и общаться с журналистами. Одно из двух интервью в своей жизни он дал журналу “Профиль”. Главные источники доходов Махмудова — Уральская горно-металлургическая компанию (второй по величине производитель меди в стране) и “Кузбассразрезуголь”. Журнал Forbes оценил состояние магната в $2,2 млрд (18-е место).
Но в последние годы Махмудов заинтересовался непрофильными проектами. В 2004 г. предприниматель выкупил у столичного ресторатора Михаила Зельмана половину компании “Априком”, владеющей несколькими ресторанами в Москве. Тогда же, похоже, бизнесмен увлекся и прессой: по словам Родионова, сделка состоялась в сентябре 2004 г. Это увлечение — всерьез и надолго, утверждает Бокарев. “Мы не вмешиваемся в редакционную политику, но работаем над тем, чтобы повысить прибыльность ИД, будем участвовать в его развитии, делать новые покупки”, — сказал Бокарев. А Родионов рассказывает, что благодаря новым партнерам ИД достроил типографию, завершает сделку по покупке журнала “Компания” (факт переговоров “Ведомостям” подтвердил источник в руководстве журнала), а остаток планирует потратить на запуск еженедельника BusinessWeek.
Но рынок и даже партнеры ИД Родионова об участии в его проектах Махмудова не знали. Это оказалось новостью для главного редактора русского Newsweek Леонида Парфенова и гендиректора “Проф-Медиа” Рафаэля Акопова. Представитель BusinessWeek в Нью-Йорке тоже удивился известию о смене собственника в ИД Родионова и сказал, что этого не знал. Он подтвердил, что выпуск русскоязычной версии BusinessWeek тиражом 40 000 экземпляров был намечен на сентябрь этого года.
За рубежом совмещать медийный бизнес с другим не зазорно. Французскому холдингу Lagardere, который владеет 15%-ной долей в аэрокосмической компании EADS, принадлежат издательский дом Hachette Filipacchi, телеканалы и интернет-ресурсы. Медиабизнес приносит Lagardere около $10 млрд в год — более 60% дохода. У одной из трех крупнейших корпораций мира General Electric тоже в собственности есть средства массовой информации — конгломерат NBC. BusinessWeek принадлежит корпорации Mc-Graw Hill Companies, владеющей также агентством Standard & Poor’s. В России в медиабизнесе немало непрофильных инвесторов. В империю Владимира Потанина входит холдинг “Проф-Медиа”, объединяющий газеты и радиостанции с выручкой более $140 млн. Борис Березовский владеет издательским домом “Коммерсантъ”, а владельцу НЛМК Владимиру Лисину принадлежит газета “Газета”. У “Газпрома” есть целый медианый холдинг “Газпром-Медиа”, куда входит телекомпания НТВ, а с недавних пор и газета “Известия”.
“Раньше русские олигархи покупали медиа, чтобы иметь политический инструмент, а зачем сейчас?” — недоумевает Дерк Сауэр, основатель издательского дома Independent Media. Возможно, Махмудов решил обзавестись медиаактивом по просьбе Кремля, рассуждает топ-менеджер одного из медиахолдингов в стране. Он напоминает, что Махмудов не интересовался политикой и прессой вообще и не видит других резонов для сделки. Но Бокарев отрицает такую трактовку: по его словам, медиа для него и Махмудова — это только бизнес. Источник в Кремле сказал, что о сделке с ИД ему не известно.
Издательский дом Родионова основан Сергеем Родионовым в 1996 г. ИД является издателем журналов, владеет торговыми марками “Профиль” и проч. Сейчас ИД издает журналы “Профиль”, “Карьера”, “MoulinRouge/Max”, “L’Optimum” и “Домовой”. С осени ИДР начнет издавать американское издание BusinessWeek. Возглавляет ИДР Алексей Волин, в прошлом – заместитель руководителя аппарата правительства. По оценкам участников рынка, рекламные доходы ИДР в 2004 г. составили около $14 млн, прибыль – $3 млн.