Skip to content

«Демпинг» по-русски

К началу 2005 года отечественная «нержавеющая» отрасль подошла с неутешительными результатами. За 2004 год объем производства нержавеющего проката снизился более чем на 12% и составил чуть около 110000 тонн. Напомним, что по нашей оценке за 2003 год было произведено более 125000 тонн.
На фоне победных рапортов металлургических комбинатов такая статистика выглядит довольно удручающе. В чем же секрет такого упорного нежелания развивать производство нержавеющей стали?
У нас нет сырья? Нет ферросплавов и легирующих металлов? Нет предприятий и специалистов, способных производить продукцию из нержавеющей стали? Нет спроса?
Ответы на все эти вопросы — отрицательные.

Так что же мешает?

В бытность Советского Союза (1990 г.) объемы производства нержавеющей стали были чуть меньше 870.000 тонн, что соответствовало 8,13% от общемирового объема производства (1990 -10,7 млн.тонн). По тем временам этот объем казался довольно внушительным на общемировом уровне. За истекший период мировое производство превысило 24 млн.тонн, а российская доля в общем объеме сократилась менее, чем до 0,5%. Из 24,6 млн.тонн выплавляемой нержавеющей стали около 68% приходится на 300 серию, ~ 24% на 400 серию и ~ 8% на 200 серию. Основная доля в мировом производстве продукции из нержавеющей стали принадлежит плоскому прокату.

В России нет специализированных заводов по производству плоского проката из нержавеющей стали. Нержавеющий прокат производится в том числе с производством проката из углеродистых сталей.
В погоне за прибылью от реализации продукции из углеродистой стали с низкой долей добавленной стоимости, российские металлурги просто забыли о нержавеющей стали. Забыли они и о потребителях, которые хотят использовать ту продукцию, которая им нужна, а не ту, которую им предлагают.
В этих условиях законы рынка диктуют своё — спрос на продукцию из нержавеющей стали в основном удовлетворяется за счет импортных поставок.

Активное развитие производства импортозамещающих товаров требует использования высококачественных материалов. Ежегодный прирост объемов потребления нержавеющей стали в производстве пищевого оборудования, строительстве и в производстве товаров народного потребления оценивается экспертами на уровне 12-20%. Так чем же «питается» конечный потребитель – его величеством ИМПОРТОМ.
За 2004 год объемы импорта продукции из нержавеющей стали выросли по различной номенклатуре 20 до 300%.

Объем видимого импорта плоского проката составил более 53500 тонн, что на 40% (или на 15170 тонн) больше аналогичного периода 2003 года, при этом объем экспорта в 2004 году сократился почти на 46,8%, немного превысив отметку в 7100 тонн.
В этих условиях говорить об отсутствии спроса или покупательской способности, увы не приходится. Можно говорить только об отсутствии интереса отечественной металлургии к производству качественной продукции из нержавеющей стали.

На этом фоне начатое расследование о наличии «демпингового импорта», которое проводит Министерство экономического развития и торговли РФ, по заявлению ОАО «Челябинский металлургический завод» и ОАО «Серп и Молот» выглядит, как хорошая мина при плохой игре. Заявление от имени российских производителей звучит впечатляюще, только вот забыли сказать, что эти ПРОИЗВОДИТЕЛИ произвели плоского проката из нержавеющей стали 61450 тонн в 2003 году и 46550 тонн в 2004 году.
Для примера: один лишь сервисный центр не самой крупной компании YUSCO, не самой развитой страны – Тайвань, реализует продукции из плоского проката (рулон, лист, лента) в объеме более 500.000 тонн в год, а сам завод производит около 1.000.000 тонн плоского проката. Напомним, что на Тайване нет руды, нет ферросплавов, нет никеля. Все это завозится, перерабатывается, а потом с успехом экспортируется во многие страны мира.

Что помешало нашим отечественным производителям, при стремительном росте потребления нержавеющей стали в мире, увеличить свои объемы производства и экспорта? Не иначе, как тотальный демпинг производителей стран ЕС?

Как видно, проблема размещения акций Мечела на внешнем рынке заставляет заниматься рекламой даже таким нетрадиционным способом, как возбуждение процедуры демпингового расследования «импорта никельсодержащего коррозионно-стойкого плоского проката, происходящего Европейского союза, и обусловленного этим материального ущерба отрасли российской экономики».
Напомним, что это касается поставок ведущих мировых производителей: Outokumpu, Arcelor, ThyssenKrupp, Acerinox, на долю которых приходится более 90% импортируемого плоского проката. Находиться в такой компании посчитает за честь любой производитель или даже группа производителей.
Интересен тот факт, что Заявитель определяет отечественный никельсодержащий прокат, как товар аналогичный никельсодержащему плоскому прокату, происходящему из стран ЕС. Непонятно слово аналогичный. Аналогичный по каким показателям? Сказать, что прокат аналогичный — может только тот,
кто его не потребляет.

Аналогичный по процентному содержанию никеля или по качеству конечной продукции? По содержанию никеля — с этим доводом можно согласиться, только расследование касается не никеля, а конечной продукции, где никель присутствует, как обязательное, но не достаточное условие. Качество конечной продукции, которую покупает потребитель, можно рассматривать, как совокупность следующих характеристик: химический состав, механические свойства, геометрические параметры, качество отделки поверхности, а также упаковка. За исключением наличия никеля, ни по одному из указанных выше параметров плоский прокат аналогичным назвать нельзя.

Хотя это мое мнение, но можно спросить об этом прямых потребителей, например производителей столовых приборов, посуды и пищевого оборудования.
В сентябре 2004 года RUSMET проводил опрос участников рынка нержавеющей стали на тему качества отечественной продукции, которое было признано потребителями как низкое, если не сказать хуже. Может быть, за это время что-нибудь изменилось.
Например: запущен в строй новый прокатный стан для производства нержавеющего проката. Добились качества поверхности 2В или ВА или можем шлифовать 180-320. Может быть, уже катаем ширину 1500 мм. Или вновь научились плавить с углеродом до 0,03%. Нет, ничего этого не произошло. И, что самое главное, и не планируется.

22 февраля 2005 прошло первое слушание по вопросу наличия демпинговых поставок.
16 марта 2005 года прошло совещание с участием представителей Мечела и предприятий потребителей. По имеющейся у нас информации, к сожалению, эти встречи не прояснили основной вопрос, о демпинге какой продукции идет речь.
Все прекрасно понимают, что «демпинг по-русски» – это не что иное, как таможенная логистика.
Встретить прямой контракт крупной иностранной компании с одним из ведущих российских трейдеров практически невозможно (кроме толлинга, но о нем позднее).
Подавляющее большинство российских импортеров, а их насчитывается более 200, это логистики, оптимизирующие расходы при импорте товаров.

Интересен тот факт, что основными регионами РФ, импортирующими плоский прокат, являются: Санкт-Петербург, Москва, Московская область, Самарская область, Калининградская область и Приморский край. На их долю приходится более 96% от общего объема импорта, при этом доля Питера составляет почти 82%.
География импорта впечатляет Порт – Деньги — АВТОВАЗ – Порт, и лучший Санкт-Петербург. Но это не совсем так. Монополия Питера в основном определяется наличием у ряда компаний лицензий на переработку лома вне таможенной территории РФ с последующим ввозом продукта переработки, в данном случае — плоского проката из нержавеющей стали.
За последние 3 года «ломовая переработка», проще толлинг, стала основной схемой поставки нержавеющего проката.

В свое время я хотел организовать вне таможенной территории РФ производство прутков из титановых слитков по схеме толлинга. «Замучился» объяснять таможне, как идентифицировать металл в сертифицированном слитке с металлом в прутках.
Толлинг: слябы — прокат понимаю, толлинг: г/к прокат – х/к прокат понимаю, толлинг: катанка – проволока понимаю, даже плоский прокат – сварные трубы понимаю,
а вот толлинг: лом – плоский прокат, сортовой прокат, трубы и т.д. понять не могу.
Видимо в Питере есть такие «специалисты», которые могут объяснить, как идентифицировать лом в плоском прокате различных марок….
С другой стороны объем российского экспорта лома нержавеющей стали в 2004 году составил более 311 тыс.тонн, что почти на 36% больше чем в 2003 году. Опять же лом есть, а собственного производства нет.

Основными странами потребителями отечественного лома являются:
Финляндия – 53,3%, Нидерланды – 22,0% и Южная Корея – 15,3%.
Теоретически, концерн Outokumpu мог произвести из отечественного лома более 150.000 тонн продукции из нержавеющей никельсодержащей стали.
Остается «загадкой», почему Мечел не инициировал демпинговое расследование в отношении импорта проката из ферритных марок стали (безникелевых). Тем более, что в связи с высокими ценами на никель объемы потребления «ферритки» возросли и во всем мире и в России.
Остается думать, что «ферритный демпинг» Мечел оставил на потом, как бы для развития темы тотального демпинга стран ЕС.
А пока на повестке один вопрос, какое решение примет Правительство РФ?
От решения вопроса «демпинга» зависит развитие всего российского рынка нержавеющей стали.
Попробуем представить возможные варианты развития событий.
1.Первый вариант — «Отечественный».
Никакого демпинга нет, и все останется, как и было. Подробно останавливаться на этом варианте нет смысла – и так все всё знают. Денег не хватает, прозрачность рынка нулевая, создание новых производств не предвидится и т.д.
2.Второй вариант — «made in MECHEL».
Правительство установит антидемпинговую пошлину в размере от 20 до 134% на импорт никельсодержащего плоского проката из стран членов ЕС.

Последствия вполне понятны.
2.1.Реальные импортеры прекратят свою работу.
2.2.Вырастут объемы импорта по толлингу.
2.3.Возрастут поставки проката из стран не членов ЕС.
2.4.Мечел увеличит цены на свою продукцию и подаст заявление о демпинге со стороны таких стран как: Бразилия, ЮАР, Южная Корея, Япония, Индия, Тайвань, США….
2.5.Цены на внутреннем рынке на импортный и отечественный прокат резко пойдут вверх в связи с техническим дефицитом и сужением количества компаний импортеров.
2.6.Мечел «постарается» перекрыть толлинг и инициировать вопрос об увеличении таможенной пошлины на вывоз нержавеющего лома.
2.7.Отечественные потребители нержавеющей стали из-за высоких цен не смогут конкурировать с импортными товарами (по нашим оценкам только в производстве столовых приборов и посуды занято более 6000 человек, но это и «не страшно», они все равно не могут использовать продукцию производства ЧМК).
2.8.Возрастет импорт готовых товаров из или с применением нержавеющей стали.

3.Вариант — «Логический» и поэтому самый трудный.
Правительство вспомнит, что регулирование внешнеэкономической деятельности – это его прямая обязанность.
Правительство установит минимальный уровень таможенной стоимости импортируемой продукции из нержавеющей стали (аустенитного, ферритного и мартенситного класса), одновременно с отменой ввозных таможенных пошлин и отменой толлинга нержавеющего лома.
Вы скажете, каким образом ОНИ установят «справедливый» уровень минимальных цен? И как ОНИ разберут, что цена на прокат толщиной 0,5 мм выше, чем на 2,0 мм? И как быть с AISI 316 и 310S? И….и….и…

Вопросов конечно много, но хочу привести Вам пример с импортом автомобилей.
Все хорошо помнят, как это было. И уверяю Вас, что «заморочек» с машинами было куда больше, чем с нержавеющей сталью. Но ведь смогли навести порядок и установить для всех понятные «правила игры». Что мы видим теперь?

Цивилизованный рынок продаж. Уже импортные машины собираем. Каждый из Вас может купить импортный автомобиль в кредит. Потребитель выбирает то, что ему нужно и по своему карману. Прирост потребления развивается стремительно и вроде всем дилерам хватает «места под солнцем». И еще, иметь собственный автосалон сейчас престижней (не дороже, а именно престижней), чем склад «импортной» продукции из нержавеющей стали. И банки охотно сотрудничают, и есть что после себя предать по наследству. Так может сделать склад или СМЦ более престижным, чем автосалон?
Так как же может развиваться ситуация на рынке при данном решении вопроса между участниками: государство – импортер – производитель – потребитель.

RUSMET предлагает всем участникам рынка производителям, трейдерам и потребителям принять участие в специально подготовленном опросе, высказать свое мнение и дать свои предложения.
От Вас зависит развитие Российского рынка нержавеющей стали.

Вы можете найти опрос на сайте http://stainless.rusmet.ru или по ссылке: https://rusmet.ru/poll.php?poll_id=36

RUSMET-STAINLESS

Наверх

Мероприятие

с 1 февраля, 2023 по 7 февраля, 2023


Время начала - 09:00
Время завершения - 18:00

Индийская международная конференция по переработке материалов IMRC2023 Даты: 1-7 февраля 2023 Ассоциация НСРО РУСЛОМ.КОM совместно с Рейтинговым агентством Русмет организует бизнес-миссию в Индию, города Кочин и Мумбаи с участием в конференции.

Подробнее ...