Компания ARN была основана в 1995 году под названием Auto Recycling Nederland четырьмя участниками автомобильной промышленности Нидерландов: BOVAG, FOCWA, RAI Vereniging и Stiba. Таким образом, ARN является частной, а не правительственной инициативой. Основной целью компании является помощь Нидерландам соответствовать европейским стандартам утилизации ВЭТС и сделать разборку/утилизацию автомобилей максимально чистой, экологичной и качественной.
BOVAG
Bond Van Garagebedrijven (с 1930 г.) является отраслевой ассоциацией, объединяющей около 9000 предприятий в автомобильной области: от частных автомобилей, корпоративных транспортных средств и грузовиков до двухколесных транспортных средств, караванов, прицепов, капитального ремонта двигателей, аренды автомобилей, мойки, курсов дорожного движения, ремонтных мастерских и АЗС. Кроме того, BOVAG — это знак качества: участники гарантируют, что клиенты BOVAG могут спокойно наслаждаться своим автомобилем.
FOCWA
Vereniging FOCWA Schadeherstel (с 1936 г.) — это объединение предприятий производителей кузовов и вагонов, а также связанных с ними фирм. FOCWA является активной ассоциацией предприятий, состоящей из трех независимых ассоциаций, которые работают вместе, защищая интересы и предоставляя коллективные услуги предприятиям, занимающимся производством кузовов в Нидерландах.
Stiba
Stiba (с 1985 г.) является голландской отраслевой ассоциацией сертифицированных компаний по разборке автомобилей, мотоциклов, грузовиков и связанных с ними транспортных средств. Членство в Stiba гарантирует, что компании отвечают всем требованиям, связанным с разрешениями, гарантиями и качеством.
RAI Vereniging
RAI Vereniging (с 1893 г.), переводится как Ассоциация велосипедной и автомобильной промышленности, представляет интересы 700 производителей и импортеров легковых автомобилей, грузовиков, прицепов, полуприцепов, кузовов, специальных транспортных средств, мотоциклов, мотороллеров, мопедов, велосипедов и запасных частей.
С 2019 года под руководством ARN в Голландии перерабатывается не менее 187 миллионов килограммов материалов из 197 650 автомобилей в год. Всего удалось с пользой утилизовать 98,4% веса автомобиля. На предприятия по демонтажу приходилось 24,0%, на предприятия по измельчению — 60,3%, а на завод пост-шредерных технологий — 14,1%.
Утилизационный сбор, который платят покупатели автомобилей, является основой, на которой ARN строит свою деятельность. Задача состоит в том, чтобы как можно эффективнее достичь уровня утилизации 95% и гарантировать возврат в оборот материалов, из которых состоит автомобиль. Поэтому в 2019 году компания сделала ответственный выбор между финансами, экологией (карбоновым следом) и процентом вторичной переработки.
Чем эффективнее работает цепочка утилизации, тем ниже может быть плата за утилизацию автомобилей. В 2019 году сумма уменьшилась на 2,50 евро до 37,50 евро. ARN также работает над тем, чтобы с 2021 года взнос также платился за все автомобили, въезжающие в Нидерланды по «серому» маршруту.
По словам генерального директора Олафа де Брейна: «Более 80% всех автомобилей, в Нидерландах, утилизуются через ARN. Мы полностью соблюдаем требования и контролируем ситуацию. В Европе нет рынка, который хоть немного похож на нас. ARN — пример того, как это нужно делать».
Процесс утилизации ВЭТС в Голландии:
От автомобилей с истекшим сроком службы до ценных материалов. Прежде, чем стать новым устройством, транспортное средство проходит целый процесс: от сбора, разборки, измельчения отходов до извлечения ценных компонентов из остатков.
Основные шаги:
- Сбор автомобилей
Средний автомобиль достигает конца своей жизни в 18 лет. В Нидерландах это около 200 000 автомобилей в год. Вышедшие из эксплуатации автомобили доставляются в одну из площадок компании ARN. Компания по разборке автомобилей снимает транспортное средство с регистрации в соответствующем органе (в Нидерландах это Rijksdienst voor het Wegverkeer (RDW)). Клиент получает форму освобождения от ответственности, а автомобиль попадает в список «ORAD»: онлайн-регистрация ВЭТС.
ARN работает примерно с 300 партнерами, чтобы обеспечить экологически чистую переработку автомобилей и аккумуляторов с истекшим сроком службы. Этот процесс происходит в несколько этапов, после которых практически не остается отходов. Закон предусматривает, что не менее 95 процентов веса транспортных средств должны быть переработаны или возвращены в оборот. На практике этот порог уже превышает 98 процентов.
- Разборка автомобилей
Компания по разборке автомобилей ARN начинает процесс разборки. Многие детали автомобилей, вышедших из эксплуатации, можно использовать повторно и дать им новую жизнь, например, стартер, коробка передач, генератор, фары и т. д. Другие детали, такие как шины и жидкости, отправляются на переработку специализированными компаниями.
ARN отвечает за сбор и переработку отходов и работает с почти 230 аффилированными компаниями по разборке автомобилей для достижения этой цели. ARN обеспечивает заключение контрактов с надежными утилизаторами и компаниями по экологичной переработке при этом контролирует весь процесс.
Компании по разборке автомобилей образуют динамичный сектор, который постоянно применяет новые технологические решения. ARN тесно сотрудничает с компаниями по разборке автомобилей, чтобы иметь возможность перерабатывать даже самые новые компоненты автомобилей. Вместе такие компании утилизируют около 25% веса вышедших из эксплуатации автомобилей.
Жидкости
Компания по разборке автомобилей удаляет жидкости из автомобиля для утилизации специализированными компаниями. ARN организовала сбор централизованно. Наиболее важными жидкостями являются: масло, охлаждающая жидкость, омывающая жидкость ветрового стекла, топливо и тормозная жидкость.
Жидкости перерабатываются партнером ARN, таким как GS-Recycling. Автоцистерны GS-Recycling собирают отработанное масло и охлаждающие жидкости от предприятий по разборке автомобилей ARN. Автоцистерны имеют различные отсеки, поэтому жидкости не смешиваются. Персонал берет пробы, чтобы убедиться в отсутствии загрязняющих веществ.
На перерабатывающем заводе в Зонсбеке, недалеко от границы с Германией, отработанные масла проходят процесс очистки и производят базовое масло, пригодное для производства смазочных материалов. Отработанная охлаждающая жидкость проходит аналогичный процесс, в результате чего получается чистый глицерин, который можно использовать для изготовления новых охлаждающих жидкостей. GS-Recycling производит тормозную жидкость с сертификатом DOT-4, пользующуюся большой популярностью у покупателей. Спирты из жидкости омывателя ветрового стекла легко перегоняются и повторно используются, например, в новой жидкости омывателя ветрового стекла. Другие жидкости из автомобиля также обрабатываются для повторного использования, так что ничего не теряется.
Шины
Снятые с автомобиля шины отправляются на переработку. Шины, которые еще годны, продаются для повторного использования. Шины, вышедшие из эксплуатации, готовятся к переработке.
Когда склад шин в компании по демонтажу заполнен, ARN позаботится о том, чтобы шины были вывезены бесплатно. Затем они отправляются партнеру ARN, например Lintire или Granuband, для дальнейшей переработки.
Шины с истекшим сроком службы проверяются в первую очередь. Персонал смотрит на протектор и глубину профиля. По бокам не должно быть щелей и отверстий. Каждой шине присваивается код, указывающий на ее состояние. Многие шины пригодны для повторного использования и получают новую жизнь. Шины, которые больше не пригодны для использования, измельчаются и становятся сырьем для новых шин. Есть также множество других применений, варьирующихся от плитки для игровых площадок, кровельного покрытия или сырья.
Некоторые материалы непригодны для вторичной переработки. Они используются на электростанции для рекуперации энергии и преобразуются в электричество. Это позволяет получать оптимальную отдачу от шин.
Емкости для сжиженного газа
Автомобили, работающие на сжиженном газе, требуют особого внимания. Компании по разборке автомобилей извлекают баллон, в котором есть остатки сжиженного газа. Емкости в основном сделаны из металла, который можно перерабатывать.
Некоторое время СПГ был очень популярен среди голландских владельцев транспортных средств, но эта популярность пошла на убыль. Компании по разборке автомобилей снимают газовые баллоны с автомобилей, вышедших из эксплуатации. Это нужно делать осторожно, потому что даже в пустом баллоне могут быть остатки сжиженного газа. Металл поступает в шредер, где измельчается и подготавливается к новым применениям.
ARVO-Tech от Waalwijk имеет специальную установку дегазации для безопасного и экологически чистого удаления остатков газа. И газ, и баллоны полностью перерабатываются.
Аккумуляторы
ARN объединила усилия со Stichting Batterijen (Stibat) для сбора и переработки аккумуляторов. Компании по разборке автомобилей извлекают аккумуляторы и отправляют в специализированные перерабатывающие компании.
Согласно правилам «Указа об утилизации транспортных средств с истекшим сроком службы» (Bbb), производители и импортеры автомобилей должны забирать аккумуляторы и приводные батареи от гибридных и электрических автомобилей после их использования. Участвуя в коллективной системе (на платной основе), они передают выполнение своих обязанностей ARN.
В частности, ARN занимается сбором и переработкой отслуживших свой срок приводных аккумуляторов и обычных аккумуляторов с отрицательной остаточной стоимостью. На практике это литий-ионные аккумуляторы. ARN также организует предоставление информации и отчетов правительству. Рост количества электромобилей означает увеличение количества литиевых батарей.
ARN поставляет аккумуляторы автомобильной фирме Peter Ursem. Персонал сначала проверяет живы ли элементы, чтобы безопасно разукомплектовывать приводные батареи. Приводные аккумуляторы нельзя снова использовать в автомобильной промышленности, из-за потерянной емкости. Тем не менее, существует множество вариантов их повторного использования. Заметным применением является хранение солнечной энергии. Повторное использование приводных аккумуляторов является хорошим решением для электроснабжения отдаленных районов.
Стекло
Лобовые стекла автомобилей, вышедших из эксплуатации, также перерабатываются в Голландии. Компания по разборке автомобилей может снять ветровые стекла для компании по переработке или оставить стекло в автомобиле, после чего оно утилизируется на заводе Post Shredder Technology (PST).
В случае со стеклом демонтажные компании могут выбирать между двумя вариантами. Компания может демонтировать стекла вручную. Затем ARN забирает стекло, и отправляет его в компанию по переработке. Обычно это одно из предприятий по переработке Maltha, где производятся изделия из стекла.
Другой метод заключается в том, что стекло вместе с автомобилем отправляется в шредер, а затем на завод PST, где после сортировки такое стекло используется в строительстве.
Пластмассы
Автомобиль состоит из достаточно большого количества пластиковых деталей. Некоторые детали легко снять, например приборную панель, и полностью переработать.
Отличным примером переработки пластика являются чернила для 3D-принтеров, разработанные Better Future Factory (BFF) в Роттердаме. Пластик поступает из автомобильных приборных панелей, извлеченных из автомобилей. BFF — это агентство по проектированию и разработке экологичных продуктов. Чернила для 3D-принтеров нашли свое применение у клиентов по всему миру с 2015 года.
Пластмассы, которые невозможно переработать, в конечном итоге поступают на завод PST.
- Шредирование
После разборки автомобиль с истекшим сроком службы, лишенный всех пригодных для переработки частей, отправляется в компанию по измельчению ARN. Установка измельчает автомобиль до мелких кусков металла и остаточных материалов. Металлы, такие как железо, медь и алюминий, отделяются и извлекаются для металлургической промышленности. Остаточные материалы отправляются на завод пост-шредерной обработки PST в Тиле для дальнейшей утилизации.
Тринадцать компаний по измельчению аффилированы с ARN, где крупная техника измельчает автомобили с истекшим сроком эксплуатации. Грубая, легкая грязь отделяется в воздушном сепараторе. Остальное проходит через барабанный магнит, который разделяет металлы. Полученный металл отправляется на плавильные предприятия для переплавки в новую сталь. Вместе компании по измельчению утилизируют почти 60 процентов веса вышедших из эксплуатации автомобилей.
- Технология пост-шредера (PST)
Последним этапом процесса переработки является разделение с использованием технологии пост-шредера (PST). Завод PST в Тиле разделяет оставшиеся отходы после измельчения на повторно используемое сырье. Комбинация технологий является уникальной в мире и все еще развивается. «Мы постоянно работаем над инновациями, — говорит директор по переработке отходов Ханс ван де Гриф.
На заводе PST разделяются четыре потока отходов: пластмассы, минералы, волокна и металлический лом. Процесс разделен на различные модули, каждый из которых имеет свой цвет на заводе. Синий модуль разделяет материалы на три основных потока: минералы, пластмассы и волокна. Эти группы далее разделены на отдельные модули. PST отвечает за утилизацию последних почти 16 процентов автомобиля с истекшим сроком службы.
15,2% отходов возвращается как сырье с помощью установки PST.
Уникальная технология вторичного измельчения позволяет цепочке утилизации автомобилей достичь беспрецедентно высокого процента переработки (возврата в оборот) 98,4% материалов по весу. Эксперты ARN постоянно совершенствуют методы и процессы на заводе PST в Тиле, чтобы увеличить количество фракций и сделать их пригодными для новых применений. Как последнее звено в цепочке переработки ARN, «Тиль» возвращает в оборот 15,2% от общего количества материалов, которые можно восстановить.
На заводе работает почти 200 различных машин по разделению всевозможных пластиков и других фракций. «Чтобы найти правильные конфигурации для всех машин, чтобы весь производственный процесс работал бесперебойно, требуется очень много времени», — говорит Ханс ван де Гриф, директор ARN Recycling. «Это осложняется тем, что одиннадцать материальных потоков, доставленных к нам после шредеров, имеют разный состав. Мы разделяем эти потоки, с помощью новейших технологий».
Более чистые конечные продукты
Установки для извлечения металлов и, а также установки для удаления древесины и каучука из пластмассовых фракций значительно улучшают качественный состав конечных материалов. Цель состоит в том, чтобы производить более чистые конечные продукты более высокого качества, которые могут служить сырьем для новых продуктов. Например, извлеченная медь направляется непосредственно на медеплавильные предприятия. Пластиковые фракции используются в качестве сырья для автомобильной промышленности.
Кроме того, были оптимизированы процессы, которые оказывают благоприятное воздействие на окружающую среду. Ван де Гриф: «Более стабильное производство позволяет нам ежегодно перерабатывать больший объем пост-шредерных отходов. Это приводит к получению более чистых конечных продуктов и в то же время означает, что сжигается или выбрасывается меньше отходов».
Автомобильное стекло привлекательно для стекольной промышленности.
ARN предлагает более высокий уровень рециклинга, чем обычный метод использования стекла в качестве сырья при строительстве дорог. Однако, по словам Ван де Грефа, определить, как автомобильное стекло лучше всего использовать в стекольной промышленности, до сих пор непросто.
«Как и во всем, повторное использование стекла также требует выполнения арифметических действий. Что такое вход, выход и выход? В случае со стеклом есть два варианта. У каждого есть свои плюсы и минусы, затраты и доходность. Не лучше ли поручить удалять стекла с машин во время разборки (а значит, оно не попадет в поток пост-шредерных отходов), а потом отвезти его на предприятие по переработке стекла? Или быстрее, эффективнее, и дешевле автоматизировать сепарацию или фильтрацию стекла на заводе PST. Второй вариант, естественно, требует инвестиций в технологии, которые мы уже видели в действии в том числе за рубежом. На то, чтобы найти хороший ответ на эти вопросы, могут уйти месяцы или даже годы. Мы выберем самое качественное и эффективное решение, взвесив затраты и доходность».
Компания ARN работает вместе каждым звеном в цепочки переработки автомобилей для достижения экономики замкнутого цикла, устойчивой цепи, не наносящей вреда окружающей среде.
«Мы идем вперед день ото дня. То, что мы не можем сделать сейчас, будет возможно сделано позже», — заявляет компания.
/Rusmet.ru, Дмитрий Стукалов, 4.03.2022/
Источник: ARN