Китай в последние годы развивает политику, направленную на снижение углеродных выбросов, увеличивая темпы декарбонизации. Так называемая политика «голубого неба», реализуемая с 2017 г. и направленная на уменьшение загрязнения окружающей среды посредством оптимизации деятельности производственных структур и преобразованием энергетической системы, демонстрирует, что нецелесообразно осуществлять производство экспортируемой продукции внутри страны, создавая дополнительные выбросы углерода. Такую деятельность можно приравнять к экспорту загрязнений.
Китай также ограничивает и импорт отходов, однако со смягченным законодательством относительно лома и отходов металлов из-за очевидности преимуществ в использовании вторичных ресурсов, способствующих процессу декарбонизации в производственных цепочках.
Сталелитейный сектор является одним из крупнейших источников выбросов углерода в Китае и на него приходится примерно 15% национальных выбросов углерода. В связи с введенными производственными ограничениям, в октябре текущего года объем производства нерафинированной стали в значительной степени снизился. Как сообщает Китайская Ассоциация чугуна и стали (CISA), в октябре 2021 г. производство стали упало до 44-месячного минимума – снижаясь уже пятый месяц подряд, показатель оказался самым низким с декабря 2017 года. Для сравнения в октябре 2020 г. объем производства был на 30% выше. Экспорт находился на 11-месячном минимуме. Как сообщают аналитики Platts, текущая политика Китая направлена на то, чтобы экономика стала более ориентированной на внутренний рынок.
Эксперты считают, что китайский спрос на сталь достиг своего пика. Сейчас, пониженные объёмы экспорта позволили производителям стали в некоторых других странах вернуть себе долю внутреннего рынка; а также замечено снижение глобального спроса на грузоперевозки. В мае Китай отменил 13-процентную скидку с налога на добавленную стоимость по экспорту 146 видов продукции, включая арматуру и горячекатаный рулон.
Сокращение роли Китая на экспортных рынках послужило изменению ситуации со сделками на рынке. Согласно экспертам Platts, с середины прошлого года, мировые рынки стали в значительной степени разделились на восток и запад, а цены на сталь в США и ЕС взлетели до рекордно высоких уровней, в основном из-за ограничений на стороне предложения и восстановления спроса на стороне переработки и сбыта. В то же время рост цен в Индии и Китае рост оказался не настолько высоким, что позволило Индии увеличить экспорт в США и ЕС.
Объявленная США отмена импортных пошлин на сталь и алюминий по разделу 232, которые были введены в 2018 г., и замена их тарифными квотами также окажет «волновой» эффект на торговлю.
Источник: Platts
Вводимые ограничения в странах по всему миру также способствуют регионализации. Мексика с 2022 г. планирует восстановить 15%-ю пошлину на импортируемую сталь в целях поддержки отечественной промышленности. Параллельно, ЕС собирается вводить механизм трансграничного углеродного регулирования в 2023 г., что также послужит драйвером регионализации. В текущем году углеродные цены в ЕС резко выросли и в декабре достигли €80 за тонну по сравнению с €30 за тонну год назад.
В целях оптимизации региональных поставок будут регионализированы и рынки лома черных металлов, который необходим для выплавки стали в электродуговых печах. ЕС сегодня является крупнейшим в мире экспортёром лома черных металлов, и в соответствии с предлагаемым пересмотренным законодательством о транспортировке отходов, с 2024 года экспорт металлолома из ЕС в третьи страны будет возможен только в том случае, если эти страны посредством независимых проверок смогут доказать, что они способны устойчивым образом управлять этими отходами. /Русмет, Нестерова А./
По материалам: Platts