ArcelorMittal, один из крупнейших мировых производителей стали, информирует о своей стратегии «эффективной переработки» для обеспечения экологичного будущего в производстве стали.
Стратегия ArcelorMittal по переработке отходов является неотъемлемой частью стратегии устойчивого развития. В ArcelorMittal считают, что в обозримом будущем сталь будет оставаться основным материалом для изготовления автомобилей. И одна из основных причин этого – непревзойденные свойства, делающие сталь самым многоразовым материалом в мире.
Это не просто теория; практика демонстрирует высокоэффективные показатели переработки стали.
Теоретически любой материал можно использовать повторно, утилизовать и/или переработать. Однако энергия и затраты, необходимые для переработки некоторых материалов, таких как композиты, настолько велики, что их перерабатывают гораздо реже, чем такие материалы, как сталь. Вот почему ArcelorMittal говорит об «эффективной переработке», а не об утилизации.
Вся сталь, которая сегодня используется в производстве автомобилей, будет полностью переработана по окончании срока службы автомобиля; сталь не имеет равных себе среди других материалов, которые используются в автомобилях. Однако содержание переработанной стали в новых автомобилях остается относительно низким, поскольку для производства всей необходимой автопроизводителям стали не имеется достаточного количества автомобильного лома.
Вторичное содержание – показатель, вводящий в заблуждение
Автопроизводители стремятся показать, что их автомобили содержат большое количество переработанных материалов. Это измеримый показатель, и потребители могут использовать его для сравнения одного производителя с другим. Однако, когда срок службы транспортных средств подходит к концу, уровень эффективной утилизации становится менее важным для автопроизводителей, потому что его труднее измерить; методики такого измерения появятся в неопределенное время в будущем.
С точки зрения производителей стали и устойчивого развития в целом упор на содержание вторичных ресурсов вводит в заблуждение. Тем не менее вся сталь, которая используется в автомобилях сегодня, будет полностью переработана, когда срок службы автомобиля подойдет к концу.
В Европе уровень утилизации стали вышедших из эксплуатации автомобилей составляет 98 процентов. Во многом это связано с магнитными свойствами стали, что позволяет легко собирать ее с помощью простого магнита. Из оставшихся двух процентов около половина теряется в виде мелкой пыли в процессе измельчения. Оставшийся один процент окисляется, когда сталь плавится в электродуговой печи (EAF) или кислородно-конвертерный печи (BOF).
Уровень содержания переработанной стали в новых автомобилях остается относительно низким, поскольку для производства всей необходимой стали не имеется достаточного количества автомобильного лома. По данным Statista, в 2019 году во всем мире было произведено 91,8 миллиона автомобилей. Для сравнения: в 1999 году было произведено 56,3 миллиона автомобилей. Всего за 20 лет производство новых автомобилей увеличилось на 63 процента; именно поэтому все еще необходимо использовать новое сырье для удовлетворения спроса на новые автомобили. Ожидается, что глобальный спрос и на новые автомобили, и на сталь будет продолжать расти в течение следующих нескольких десятилетий.
Замыкание цикла
В некоторых регионах мира правительства предпринимают усилия, чтобы помочь «замкнуть петлю» жизненных циклов продукта. Эти инициативы направлены на обеспечение максимальной отдачи от сырья, продуктов и отходов. Эти действия призваны помочь обеспечить идентификацию, сбор и переработку всего имеющегося стального лома.
Они соответствуют концепции «4R» (сокращение, повторное использование, восстановление и переработка) экономики замкнутого цикла, при которой ресурсы используются как можно дольше. Сталь здесь имеет ключевое преимущество. Стальные детали дольше остаются в рабочем состоянии, даже в износостойких областях применения, их вес легко уменьшить с помощью современных высокопрочных сталей (AHSS). А долговечность стали гарантирует, что компоненты можно эффективно повторно использовать, восстанавливать или перерабатывать множество раз.
Это верно для современных и сверхвысокопрочных сталей (AHSS и UHSS), которые используются в современных автомобилях. Хотя эти стали содержат больше примесей, их процентное содержание остается довольно низким. Эти элементы окисляются при плавлении лома в печах и не влияют на характеристики производимой новой стали.
Проектирование для вторичного использования
Что же могут сделать автопроизводители и их поставщики, чтобы повысить эффективность производства? Например, автопроизводителям следует избегать смешивания разных марок стали при проектировании и производстве автомобилей. Это позволит избежать понижения качества после переработки и обеспечивает более ровный процесс «замкнутого цикла».
Чтобы максимально повысить качество лома, получаемого в конце срока службы автомобиля, производителям необходимо проектировать автомобили с учетом данного этапа жизненного цикла. Медь, например, может оставаться в измельченном ломе, что ограничивает диапазон продуктов, которые можно производить из переработанной из с использованием такого лома стали. Одно из решений – уменьшить количество используемой меди в автомобилях. Это можно сделать, заменив медь алюминием в электродвигателях и проводке. Алюминий легче и дешевле меди и не влияет на качество лома черных металлов.
Автопроизводители могут значительно сократить количество брака при серийном производстве и повысить свою экологичность, используя технологию «продвинутого раскроя» и лазерную сварку заготовок. Этот метод оптимизирует использование стали и значительно снижает затраты, не влияя на механические свойства деталей. ArcelorMittal работает с автопроизводителями в рамках совместных инженерных проектов, чтобы помочь им оптимизировать конструкцию деталей и сократить количество брака во время производства.
Подготовка к более высокому уровню ломозаготовки
ArcelorMittal полагает, что ресурсы лома черных металлов со временем будут увеличиваться по мере того, как все больше и больше автомобилей выходят из эксплуатации. Компания трансформирует собственные сталеплавильные процессы, чтобы использовать больше автомобильного лома, чем когда-либо прежде. ArcelorMittal реализует несколько проектов, в которых используется новая технология, снижающая выбросы CO2 и увеличивающая долю лома, который можно использовать в современных печах. Заводы компании в Бремене и Айзенхюттенштадте (Германия) станут первыми предприятиями ArcelorMittal, которые будут переоборудованы под новую технологию.
Новая технология также совместима с железом прямого восстановления (DRI), полученным с использованием зеленого водорода. Это станет возможным, когда зеленый водород станет доступным в достаточных объемах, и поможет ArcelorMittal достичь своей цели по производству стали с нейтральным углеродным следом к 2050 году.
/Rusmet.ru, Дмитрий Стукалов, 21.12.2021/
Источник:«Auto Recycling World»