Участники железнодорожного рынка раскритиковали предложения ОАО РЖД ввести нормирование парка на сети, регулирование операторских договоров и повышенные штрафы для грузоотправителей за непредоставление грузов. Заявки на перевозку не завышаются, утверждают компании. По их мнению, дополнительное регулирование условий договоров создаст проблемы, особенно кэптивным операторам. По мнению экспертов, лучше дать отрасли самостоятельно сбалансировать парк на сети, не усиливая госрегулирование.
Отраслевые объединения железнодорожников и клиентов ОАО РЖД выступают против поправок к уставу железнодорожного транспорта, которые ограничат парк на сети и увеличат штрафы за невыполнение заявок на перевозку. В письме в Минтранс и Минэнерго «Русская сталь» (объединяет металлургов) называет рост штрафа «преждевременным».
Как сообщал “Ъ” (см. “Ъ” от 23 июля), ОАО РЖД предложило проиндексировать штраф за неисполнение грузоотправителем согласованных заявок: тот, по утверждению монополии, не менялся с 1998 года, а потому может быть увеличен в пределах 17 раз. Сейчас он составляет 10 руб. за тонну или 50–200 руб. за контейнер. Содержащий это изменение акт находится сейчас в Госдуме, до 9 сентября принимаются замечания. В нем же предлагается ограничить парк на сети для снижения профицита и наложить на операторов обязанность, например, обеспечивать вагонами вывоз определенных категорий грузов, а также распространить на операторов условия публичных договоров.
Проблема завышения заявок и неправомерного резервирования отсутствует, пишет ассоциация. Заявление о 20-летней задержке индексации штрафа несостоятельно, указывает «Русская сталь»: размер штрафа находится в прямой зависимости от МРОТ, который индексируется.
Союз операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ), поддержавший основные тезисы «Русской стали» (письмо от 10 августа есть у “Ъ”), уточняет, что с ноября 2020 года штраф от МРОТ отвязан, но введена базовая величина его исчисления — 100 руб. Именно ее и предлагает менять СОЖТ, если возникнет такая необходимость,— на общих основаниях. По информации союза, штраф ОАО РЖД взыскивает крайне редко, и для подтверждения актуальности нужна статистика взыскания.
При этом в СОЖТ согласны, что сознательного завышения заявок на перевозку не происходит: планы в основном не выполняются вследствие отставления поездов от движения из-за отсутствия тепловозов и локомотивных бригад, а также из-за ремонта путей, нехватки маневровых локомотивов, несвоевременной уборки вагонов с путей необщего пользования.
В заключении его комитета по грузоперевозкам от 15 июля (есть у “Ъ”) говорится, что ограничение допуска вагонов на сеть сверх потребного парка несет риски формирования локальных и общесетевых дисбалансов, ограничения конкуренции, ухудшения положения российских операторов на рынке ЕАЭС и т. п. А идея обязать операторов предоставлять парк ударит по кэптивным компаниям, которые обслуживают своего грузоотправителя и на открытом рынке не работают.
В ОАО РЖД от комментариев отказались.
Сейчас на фоне общесетевого расчетного профицита парка наблюдаются его локальные дефициты, говорит глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. По его мнению, дополнительное госрегулирование, традиционно не отличающееся в транспортном секторе гибкостью и тонкостью настройки, лишь усложнит ситуацию и может увеличить дисбаланс. Нужно дать участникам рынка возможность адаптироваться к изменению ситуации, полагает он, видя потенциал для повышения эффективности взаимодействия между дирекциями ОАО РЖД, а также улучшения качества диалога между перевозчиком, операторами, грузоотправителями, вагоностроителями и вагоноремонтом.
Источник: Коммерсантъ