Skip to content

Угольщики завидуют металлургам?

О проблемах угольной отрасли говорили на прошедшей 24-25 февраля на Украине конференции «Уголь СНГ-2005» представители угледобывающих и углеперерабатывающих предприятий, компании-перевозчики из России, Украины, Казахстана, Молдовы, Болгарии. Обсуждались перспективы добычи угля в странах СНГ, проблемы эксплуатации угледобывающего предприятия в современных условиях, состояние рынка коксующихся углей.

Конференция была организована компанией «Бизнес-Форум», ИА «Металл-Курьер» и журналом «Промышленные грузы», при информационной поддержке журнала «РЖД-Партнер».

Большой интерес вызвала тема второго дня форума, посвященная проблемам перевозок угля. Было отмечено, что острым остается положение с нехваткой подвижного состава (в первую очередь универсальных вагонов), а недостаток технически исправных вагонов общего парка под погрузку угольной продукции для экспортных перевозок приводит к невыполнению планов и срывам контрактов. Решением проблемы может стать приобретение компаниями собственных вагонов, но по мнению некоторых участников конференции – для этого нет благоприятных условий. «К большому сожалению, парк собственных полувагонов, который первоначально планировалось задействовать на перевозках угля и сейчас вынужденно эксплуатируется на более выгодных перевозках «высокодоходных» грузов, — отметил в своем докладе Константин Симин, вице-президент по маркетингу ООО «ХК Новотранс». – Среди перечня грузов в общем объеме перевозок холдинга уголь занимает не более 10%. Мы готовы предоставлять наши вагоны под перевозки угля, вкладывать средства в строительство новых полувагонов, но для этого необходимо создание благоприятных экономических условий». Александр Лукьяненко, начальник транспортного управления компании «СУЭК», сказал о том, что они вынуждены использовать часть своего подвижного состава для перевозок продукции других предприятий: например, металла «Евразхолдинга».

Главной причиной проблем в перевозках угля участники конференции назвали систему тарифного регулирования. Низкий процент вагонной составляющей, заложенный в спецставках на доставку угля из Кузбасса в направлении погранпереходов с Украиной, не позволяет достичь приемлемых сроков окупаемости вагона. Для сравнения: в спецставках на экспортную транспортировку угля через сухопутные погранпереходы вагонная составляющая – 15%, а при перевозке экспортных металлов через порты Дальнего Востока – 46%. Кроме того, из портов Украины и стран Балтии практически отсутствует возможность обратной загрузки: составы возвращаются порожними. Угольщики оказываются в менее выгодном положении, чем металлурги.

Живое обсуждение вызвал также вопрос о состоянии рынка кокса. Две трети мировой торговли металлургическим коксом приходится на Китай, но начиная с 2000 года КНР активно сокращает объемы экспорта, следствием чего стало то, что мировые цены на кокс практически удвоились. Одной из причин сокращения экспорта является огромный спрос на кокс со стороны самой китайской сталелитейной промышленности, а с другой – правительство Китая из соображений экологической безопасности закрыло ряд коксовых производств. Другие же поставщики не в состоянии компенсировать сокращение экспорта из КНР. Цены продолжают оставаться стабильно высокими, их рост на мировом рынке кокса отразился на России и Украине.

У первой наметилась устойчивая тенденция роста внутреннего потребления коксующегося угля и кокса. В связи с этим общий объем российского экспорта кокса, по данным ИА «Металл-Курьер», сократился в 2004 году на 1,4 млн.т. и составил 4 млн.т. Основной потребитель экспортного российского кокса – Украина. В прошлом году поставки сюда составили около 970 тыс.т., что на 1,2 млн. меньше, чем в 2003 году. По прогнозам специалистов, производство кокса в России в 2005 году останется на прежнем уровне, т.к. меткомбинаты и коксохимические производства работают на полной загрузке мощностей, и для дальнейшего увеличения объемов производства кокса необходимо вводить дополнительные мощности.

Высокий уровень мировых цен способствует тому, что объемы экспорта постоянно наращивает Украина. В 2004 году по сравнению с 2003 экспорт кокса отсюдаувеличился на 24%. Основным зарубежным потребителем является Румыния, на долю которой приходится 27% поставок; 15% приходится на США – экспорт кокса в эту страну начат в 2004 году. В тоже время высокий уровень экспорта сопровождается большим внутренним потреблением кокса. В результате в 2004 году на украинском рынке ощущался дефицит металлургического кокса. Это стало сдерживающим фактором в наращивании объемов производства чугуна.

«В перспективе до 2010 года ожидается дефицит коксующегося угля, не покрываемый ресурсами Украины и России: то есть экспорт кокса в значительных количествах технически возможен только при завозе угля, добытого за пределами Европы, – отметил Анатолий Старовойт, генеральный директор УНПА «Укркокс». – Но даже предварительные расчеты показывают, что экономически такой завоз при изменении цен на кокс будет невыгоден, поскольку заготовительная стоимость с учетом значительных расходов на фрахт – выше цены отечественного угля минимум в два раза. Даже решение проблемы обеспечения коксохимических предприятий сырьем не гарантирует возможности экспорта. Широкомасштабный экспорт кокса автоматически ограничивает потенциал украинских металлургических предприятий и, соответственно, снижает их возможности по экспорту металлопроката».

http://www.rzd-partner.ru

Наверх

Мероприятие

с 1 февраля, 2023 по 7 февраля, 2023


Время начала - 09:00
Время завершения - 18:00

Индийская международная конференция по переработке материалов IMRC2023 Даты: 1-7 февраля 2023 Ассоциация НСРО РУСЛОМ.КОM совместно с Рейтинговым агентством Русмет организует бизнес-миссию в Индию, города Кочин и Мумбаи с участием в конференции.

Подробнее ...