Восстановление шахты «Урегольская» на юге Кемеровской области, ранее запланированное Магнитогорским металлургическим комбинатом (ММК) на начало 2005 года, отстает от графика. Возобновить добычу на ней теперь предполагается не раньше апреля. Главной причиной задержки реализации проекта в ООО «МетАл» (аффилированная с ММК компания, владеющая «Урегольской») называют разногласия с соседними угольными предприятиями, в том числе с разрезом «Сибиргинский» в составе угольной компании «Южный Кузбасс» (входит в Стальную группу «Мечел»), которые не дают шахте обзавестись собственной веткой по вывозу угля. В группе «Мечел» официально заявляют, что не имеют отношения к проблемам «Урегольской».
Ъ Шахта «Урегольская» находится в Мысках. Была одной из первых в России шахт, построенных на частные инвестиции. Ее начали сооружать в 1992 году, в 1997-мона начала добычу. После банкротства фирмы «Триада», которая помимо «Урегольской» строила еще одну шахту, «Урегольская» прекратила добычу. В сентябре 2003 года ММК согласился предоставить средства на ее восстановление ООО «МетАл», которое владеет имуществом и лицензией на недропользование «Урегольской». Проектная мощность шахты 750 тыс. т угля в год с возможностью расширения добычи до 1,2 млн т. Промышленные запасы 5 млн т.
В апреле прошлого года исполнительный директор ООО «МетАл» Николай Колокольцев рассказал «Ъ», что Магнитогорский меткомбинат инвестирует 165 млн руб. в восстановление самой шахты «Урегольская» и около 200 млн руб. в строительство инфраструктуры ее энергоснабжения — двух ЛЭП и двух подстанций. Возглавил проект в должности гендиректора «МетАла» заместитель коммерческого директора ММК Иван Захаров. В декабре прошлого года он подтвердил «Ъ» планы «МетАла» расширить запасы «Урегольской» за счет соседних участков угольных месторождений. Предполагалось, что шахта сможет восстановить добычу в начале 2005 года.
Но эти планы пришлось скорректировать. Как пояснил вчера технический директор «МетАла» Виктор Гордеев, только в январе нынешнего года шахте удалось получить разрешения на строительство двух ЛЭП напряжением 110 и 35 киловольт. А договориться с соседними угольными предприятиями о строительстве пятикилометровой железнодорожной ветки до станции Курья для вывоза добываемого угля не удалось вовсе. По данным господина Гордеева, «Южный Кузбасс», входящий в группу «Мечел», не соглашается на строительство этой ветки, которая должна пройти в том числе по одному из земельных участков «Южного Кузбасса».
Официально претензии «МетАла» группа «Мечел» опровергает. Как сообщил вчера «Ъ» руководитель отдела по связям с общественностью «Мечела» Алексей Сотсков, «мы не понимаем, какие вопросы у шахты «Урегольской» есть к нам. О том, что у «Урегольской» есть претензии к нам, мы узнаем из СМИ». По словам господина Сотскова, «сейчас там (на «Урегольской».– «Ъ») речь о вывозе угля еще не идет, и раньше чем через год этот вопрос актуальным вряд ли будет. В то же время, по нашей информации, проект строительства шахты сегодня столкнулся с рядом трудностей в государственных органах. У шахты возникла проблема с экологической экспертизой проекта.
Источник «Ъ» в «Южном Кузбассе» заявил, что «нам надо решать свои проблемы, а потом чужие». Проблемы «Южного Кузбасса» заключаются в том, что вывозом угля из этого района, в том числе с разреза «Сибиргинский», занимается погрузочно–транспортное предприятие ОАО «Междуречье», которое в первую очередь везет свой уголь. Чтобы избавиться от этой зависимости, «Южный Кузбасс» уже запланировал строительство собственной ветки. То же самое, по оценке источника, могло бы сделать и ООО «МетАл», поскольку технические возможности для этого есть.
Пресс–секретарь ММК Елена Азовцева пояснила вчера, что, несмотря на возникающие трудности, комбинат не намерен отказываться от реализации своего первого угольного проекта. Тем более что ММК уже договорился о партнерстве с компанией «Южкузбассуголь» в новом проекте — строительстве двух крупных шахт и углеобогатительной фабрики, мощности которых должны обеспечить до половины потребности ММК в коксующемся угле.