Экспортные цены на российский металл перешли к снижению
В июне экспортные цены на российскую сталь начали снижаться после почти полугодового ралли. Пока эта тенденция затрагивает не все виды продукции, но металлотрейдеры на внутреннем рынке уже начали переписывать ценники. Если тренд укрепится, это может ослабить напряжение между правительством и сталелитейными компаниями, возникшее из-за роста цен на металл. Аналитики полагают, что нынешнее снижение цен может быть вызвано попытками властей Китая охладить этот рынок, однако отмечают, что спрос в Европе и США продолжает расти.
За первую половину июня экспортные цены на определенные виды российской металлопродукции начали снижаться после непрерывного роста с февраля, сообщили «Ъ» участники рынка. С начала июня тонна горячекатаного рулона на базисе FOB Черное море подешевела с $1115 до $1037,5. Слябы на том же базисе подешевели с $945 до $940. Экспортная цена арматуры в Китае упала с $810 до $795, а горячекатаный рулон там же подешевел с $935 до $930. При этом тенденция остается неоднозначной: стальная заготовка подорожала с $660 до $665 на базисе FOB Черное море, хотя темпы роста ниже, чем в мае. Горячекатаный рулон в Северной Европе подорожал с $1360,41 до $1385,11.
Внутренние цены на сталь в России следуют за экспортными с определенным лагом, однако признаки определенного охлаждения рынка уже есть.
Металлотрейдеры Московского региона за прошлую неделю понизили расценки как на горячекатаный, так и на холоднокатаный листовой прокат, сообщил 17 июня Refinitiv в своем Telegram-канале Refinitiv Metals. Цены непрерывно росли с февраля, однако на предыдущей неделе цены на горячекатаный плоский прокат замерли, а за последние семь дней – понизились. По словам одного из металлотрейдеров, которые приводит Refinitiv, рост цен остановился из-за отсутствия платежеспособного спроса.
В НЛМК Владимира Лисина, ММК Виктора Рашникова и Evraz Александра Абрамова, Александра Фролова и Романа Абрамовича не предоставили комментариев. В «Северстали» Алексея Мордашова заявили «Ъ», что российский рынок стали меняется вслед за мировым с некоторой задержкой: так, российские цены на июль все еще продолжают приближаться к мировым показателям за июнь. Если тенденция снижения экспортных котировок будет устойчивой, цены для внутреннего рынка РФ также будут пересмотрены, говорят в компании.
Взлетевшие цены на металл в этом году обострили отношения сталелитейщиков с правительством, которое недовольно растущими бюджетами государственных строек.
31 мая первый вице-премьер Андрей Белоусов заявил РБК, что металлурги «нахлобучили» государство в части государственных капвложений и гособоронзаказа на 100 млрд руб. По его словам, компании должны вернуть эти деньги – вероятно, через повышение НДПИ. Однако пока правительство удовлетворилось обещанием металлургов поставить сталь для госстроек со скидкой.
Исполнительный директор центра экономического прогнозирования Газпромбанка Айрат Халиков указывает, что в Китае, крупнейшем мире производителе и потребителе стали, с 1 мая отменен возврат НДС при экспорте стальной продукции с целью ограничения роста цен на сталь внутри страны. Кроме того, в отрасли есть ожидания, что власти Китая примут дополнительные меры и введут экспортные пошлины на сталь. По словам аналитика, в результате появились ожидания снижения цен на внутреннем рынке Китая. На этом фоне металлотрейдеры сократили закупки стали в Китае, а сталелитейщики начали наращивать экспорт в преддверии возможного введения пошлин, что привело к снижению цен на экспортном направлении. Кроме того, отмечает Айрат Халиков, по итогам мая продажи экскаваторов в Китае упали на 14,3% в годовом выражении, что, возможно, является индикатором снижения строительной активности. Между тем на строительный сектор приходится более 70% потребления стали в Китае.
При этом цены в Северной Америке и Европе продолжили увеличиваться в связи с устойчивым спросом и ростом цен на стальной лом: в западных странах восстановление спроса на сталь происходит быстрее, чем сталелитейщики могут наращивать выплавку, подчеркивает Айрат Халиков. Также в США в конце мая произошли аварии на трех предприятиях черной металлургии, что не улучшает ситуацию с поставками стали: рост аварийности может свидетельствовать о том, что текущие темпы наращивания производства уже и так являются слишком высокими.
Источник: ИД «Коммерсантъ»