Skip to content

ФНБ бросают на рельсы

3 мин.

Опубликованно: 24 мая 2021

Энергоносители

ФНБ бросают на рельсы

ОАО РЖД попросило денег из ФНБ на строительство не вошедших в программу развития Восточного полигона мощностей для вывоза угля из Якутии. Пока монополия заявилась на 25% от общей стоимости проекта в 350-700 млрд руб. в зависимости от наличия или отсутствия электрификации, но сумма может поменяться. Для ОАО РЖД важны условия, на которых ФНБ будет готов предоставить средства: по мнению экспертов, монополии нет смысла соглашаться на ставку выше 5-6% годовых.

ОАО РЖД направило в правительство предварительный пакет документов, необходимых для привлечения финансирования на проект строительства железнодорожных выходов из Якутии. «Мы направили в Минтранс и правительство предварительные материалы по проекту для рассмотрения, — рассказал глава ОАО РЖД Олег Белозеров. — Параллельно дорабатываем цифры, стоимость проекта зависит от электрификации: проект с тепловозной тягой обойдется в 350 млрд, а с электрификацией путей — более чем в 700 млрд руб.».

Формы проектного финансирования могут быть разными, говорит господин Белозеров. «Пока предложенный вариант предполагает порядка 25% средств из ФНБ, — сказал он. — Но, может быть, в процессе мы проговорим другие варианты совместных действий». В частности, говорит глава ОАО РЖД, нужно уточнить, под какой процент могут выдаваться средства ФНБ. «Ряд решений могут быть неприемлемыми — для нас важны ковенанты, — поясняет он. — Но мы считаем, что ФНБ должен быть лучше всех остальных имеющихся у нас механизмов».

Выходы из Якутии — региона с растущей угледобычей, где «А-Проперти» и «Колмар» заявляют масштабные планы по ее наращиванию, — не включены в требуемом объеме в программу модернизации БАМа и Транссиба. Как пояснял в апреле замгендиректора ОАО РЖД Андрей Макаров, обозначенный угольщиками Якутии разбег с параметрами второго этапа расширения Восточного полигона — 36 млн тонн к 2024 году. В марте президент Владимир Путин поручил правительству представить предложения по расширению восточного участка БАМа для увеличения вывоза угля из Якутии и сообщил, что не имеет ничего против финансирования работ из ФНБ (см. «Ъ» от 3 марта). Господин Макаров говорил, что просить будут всю необходимую сумму.

В Минтрансе «Ъ» пояснили, что материалы ОАО РЖД получили, они находятся на рассмотрении. Комментировать стоимость проекта и источники финансирования в министерстве считают преждевременным. В Минфине и Минэкономики (изначально предложение об использовании средств ФНБ исходило от главы министерства Максима Решетникова) комментариев не дали.

Средства ФНБ разрешено вкладывать в самоокупаемые инфраструктурные инвестпроекты, их перечень утвержден правительством и за историю своего существования подвергался лишь незначительному пересмотру. Среди железнодорожных проектов в перечне — модернизация БАМа и Транссиба, подходы к портам Северо-Запада и Азово-Черноморского бассейна, закупка ОАО РЖД локомотивов, железная дорога Элегест- Кызыл-Курагино (проект отложен, см. «Ъ» от 1 апреля). При этом подход к окупаемости проектов может быть либеральным. По данным «Ъ», по расчетам самого ОАО РЖД, из трех этапов модернизации Восточного полигона положительную чистую приведенную стоимость (NPV) имеет только второй. А концессионная дорога на Элегест, рассказывали «Ъ» собеседники на рынке, окупается в обозримые сроки только при стабильно крайне высокой цене на коксующийся уголь.

В 2015 году предлагалось предоставить СИБУРу кредит от ФНБ в $1,75 млрд под 2% годовых, напоминает управляющий партнер Veta Илья Жарский, так что ставка действительно может быть намного ниже. Но, по его мнению, вряд ли этот рекорд может быть повторен в текущих условиях. «Я думаю, ОАО РЖД хотело бы претендовать на ставку в размере инфляции или «инфляции плюс 1 процентный пункт», то есть около 5-6%, не более, — полагает он. — Именно такие цифры, например, озвучивались в планах строительства дороги Элегест-Кызыл-Курагино. С другой стороны, якутский проект носит яркую социальную окраску, и можно лоббировать еще более низкую ставку». По его словам, ОАО РЖД может привлекать на рынке облигаций средства под 7-8% годовых, а когда идет речь о ФНБ, конечно, рассчитывает на более выгодные условия.

ЦИТАТА

Прошу проработать механизмы финансирования этого проекта, включая возможности ФНБ. Eсли это будет, конечно, необходимо. Во всяком случае, я против этого ничего иметь не буду

— Владимир Путин, президент РФ, о развитии восточного участка БАМа, 2 марта

Источник: ИД «Коммерсантъ»

Наверх

Мероприятие

с 1 февраля, 2023 по 7 февраля, 2023


Время начала - 09:00
Время завершения - 18:00

Индийская международная конференция по переработке материалов IMRC2023 Даты: 1-7 февраля 2023 Ассоциация НСРО РУСЛОМ.КОM совместно с Рейтинговым агентством Русмет организует бизнес-миссию в Индию, города Кочин и Мумбаи с участием в конференции.

Подробнее ...