На прошлой неделе Илон Маск заявил о возможности открытия в России завода по сбору электромобилей Тесла. Ряд регионов, в том числе московский регион, заявили о возможности предоставления площадок для сбора электромобилей Тесла. В свою очередь, эксперты отмечают отсутствие инфраструктуры для массового использования электромобилей в России.
Основной вопрос, который при этом обсуждается, это отсутствие разветвленной сети зарядок для аккумуляторов электромобилей. Вместе с тем, другой немаловажной проблеме, связанной с инфраструктурой безопасности и утилизации аккумуляторных батарей электрокаров, внимание практически не уделяется.
Дело в том, что использование батарей электрокаров — процесс не безопасный, как с точки зрения эксплуатации самого автомобиля, так как и после отработки ресурса его батарей. Указанные элементы обладают высоким уровнем пожароопасности и токсичности. Это обуславливает существование повышенных требований к сбору, хранению, перевозке и утилизации таких батарей.
Одновременно литиево – ионные батареи и электронное оборудование содержат достаточно ценные компоненты, которые могут повторно использоваться в производственном цикле и не должны быть утрачены при завершении срока выработки соответствующих элементов. Процесс извлечения указанных компонентов из отработавших аккумуляторов и электронного оборудования сопровождается использованием передовых технологий и связан с внедрением инноваций.
В этой связи решение проблемы использования электрокаров в России не ограничивается только установкой мощностей по сбору автомобилей и стоек по подзарядке аккумуляторов. Это также связано с созданием инфраструктуры по утилизации литиевых батарей и электронного оборудования, в частности, на территории московского региона, который по прогнозам Русмет более всего подходит для размещения площадки по сбору электромобилей и их использованию. Более того, московский регион уже сейчас нуждается в такой инфраструктуре, поскольку в городском хозяйстве используются электробусы, а жители города активно пользуются электросамокатами, что делает проблему отработавших литиевых батарей еще более актуальной.
В настоящее время ООО «РА Русмет» совместно с НСРО «РУСЛОМ.КОМ» осуществляют подготовку проектов, связанных с созданием предприятий по утилизации литиево-ионных батарей, электрокаров, электрооборудования на территории Российской Федерации. В рамках городского хозяйства указанные предприятия предлагается развернуть в рамках экологического проекта города «Зеленая Москва», координацию которого осуществляет РХТУ имени Д. И. Менделеева. Одновременно ООО «РА Русмет» в соответствии с заключенным соглашением взаимодействует с ГБУ города Москвы «Агентство инноваций города Москвы» по пилотированию технологий в сфере утилизации автотранспорта, аккумуляторов электромобилей и электронного лома. Эти технологии и инновации также планируется реализовывать при работе предприятий по утилизации литиево-ионных батарей. В рамках указанных проектов предполагается создание современных технологичных площадок по сбору, хранению транспортировке литиево-ионных батарей, электронного оборудования до мест их переработки и утилизации.
Таким образом, создание площадок по производству и использованию электромобилей должно быть синхронизировано с усилиями по развитию инфраструктуры, связанной с утилизацией соответствующих батарей и электронного оборудования. Кроме того, требуется масштабная работа по изменению нормативных правовых актов, в соответствии с которыми наши утилизаторы, как собственно и производители электрокаров, могли бы получать экономических эффект от вложений в развитие утилизационного бизнеса и мощностей, делая этот сегмент коммерчески привлекательным.
/Зеленин А., Русмет/