В настоящее время полномочия в сфере регулирования проведения государственных закупок и продаж имущества через торги сосредоточены в сфере компетенций двух федеральных органов исполнительной власти – Минфина России и ФАС России.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве Финансов Российской Федерации функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере закупок, а также приватизации государственного и муниципального имущества, распоряжения (в том числе посредством продажи на торгах) выморочным, движимым бесхозяйным, арестованным, конфискованным и иным изъятым имуществом, подлежащим обращению в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет Минфин России.
Указанные сферы деятельности также традиционно входили и входят в круг контроля и регулирующей деятельности ФАС Росси (статьи 17 и 17.1. Федерального закона «О защите конкуренции», пункт 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе).
В настоящее время большинство торговых процедур переведены в электронную форму. Институциональной основой электронных торгов выступают операторы электронных торговых площадок.
С учетом изложенного, в настоящее время регулированием торгов занимаются два ведомства — Минфин России и ФАС России. Такая ситуация чревата пересечением функций по вопросам подготовки проектов актов, регулирования и контроля за деятельностью операторов ЭТП, включающая предъявление повышенных и излишних требований к их деятельности и технологическому оснащению. Кроме того, наличие регуляторных полномочий двух ведомств в одной и той же области отношений приводит к противоречивому подходу при совершенствовании нормативного регулирования в соответствующей сфере, в связи с чем участники торгов не могут правильно оценивать и прогнозировать свои действия. Гипотетически такая ситуация может привести к риску возникновения межведомственного конфликта.
Отмеченная рассинхронизация обуславливает неопределенность подходов в части регулирования, проведения исполнительно-распорядительных и контрольных функций указанных ведомств. Одновременно участники торгов, операторы ЭТП испытывают «двойную» административную нагрузку со стороны уполномоченных органов в рамках решения идентичных вопросов.
В целях исключения указанных тенденций, необходимо сосредоточение функций по регламентации и контролю в области торгов в одном федеральном органе исполнительной власти. С учетом того, что ФАС Росси осуществляет и контроль в соответствующей области, то в таком случае он сосредотачивает вокруг себя уникальный набор компетенций, которые позволяют не только влиять на процессы торгов с точки зрения регуляторики, но и оперативно реагировать на возникающие ситуации, принимая необходимые управленческие решения для обеспечения прозрачности и эффективности торгов.
Разветвленная сеть территориальных подразделений позволяет ФАС России снимать необходимую, включая проблемную информацию «с земли» и соответственно реализовывать в соответствующих нормотворческих инициативах. Таким образом, опыт ФАС России в сфере регулирования и контроля за торгами создает предпосылки для сосредоточения соответствующих функций в рамках компетенции ФАС России.
В целях снятия дополнительных барьеров для ведения бизнеса, давления на участников и организаторов торгов, оптимизации административного управления в нашем государстве предлагается закрепить функции по регулированию и контролю в области проведения торгов, включая электронные процедуры, за ФАС России. /Зеленин А. Русмет/.