Перевозки угля в контейнерах – это новые возможности для грузоотправителей. Появляется выбор, в чем отправлять угольную продукцию – в контейнере или полувагоне.
Если оценивать, в каких перевозках угля контейнер будет конкурентоспособен по сравнению с полувагоном, то, полагаю, это прежде всего немассовые сегменты. Это поставки либо специальных марок, либо мелкооптовые поставки, либо поставки, в которых требуется мультимодальность. Контейнер может быть востребован в перевозках марок угля с низкой плотностью, ограничивающей выполнение перевалочных операций, под воздействием которых уголь теряет свои потребительские качества. Ну и, наконец, это контейнерные поставки угля грузополучателям, расположенным на определенном удалении от полигона железной дороги.
Если системно рассматривать перевозки угля в контейнерах, я бы разделил этот вопрос на три составляющие – технологическую, коммерческую и экономическую.
Во-первых, технологическая. Что касается погрузки, технологические операции во многом совпадают с погрузкой в полувагон. А что касается выгрузки, то в массовых перевозках, как правило, используется вагоноопрокидыватель либо люковая выгрузка.
Во-вторых, коммерческая составляющая. Речь идет о конкурентоспособности по весу перевозимого груза. Два контейнера общим весом 68 т на платформе неконкурентоспособны даже со стандартным вагоном. Я уже не говорю о вагоне повышенной грузоподъемности в 75 т. Здесь контейнер явно проигрывает.
И, наконец, экономическая составляющая. Уголь – низкомаржинальный продукт. Рост затрат на перевозку (это происходит в контейнерных перевозках угля) снижает конкурентоспособность угольной продукции на рынках. Если рассматривать перевозки угля в контейнере через стоимость транспортных средств, то платформа и контейнер превосходят по совокупной стоимости полувагон.
Особо необходимо выделить, что уголь – наиболее массовый груз на российских железных дорогах. В 2020 году в грузовых перевозках доля угля составила около 30%. Очевидно, что этот груз с учетом массовости на контейнер не перейдет.
Контейнер – новая возможность для грузоотправителей, а уголь как массовый груз имеет все основания рассматриваться по эффекту масштаба как фактор стратегического роста:
– для российских железных дорог через развитие адресных, создаваемых под уголь технологий перевозок;
– для вагоностроителей через создание вагонов со сниженной массой тары, увеличения за счет этого веса перевозимого груза;
– для экономики в целом с учетом доли угля в транспортном балансе страны.
Источник:: «Редакция журнала «РЖД-Партнер»