Председателю правительства Российской Федерации Мишустину М. В.
Уважаемый Михаил Владимирович!
Предприниматели Казахстана и России, заинтересованные в успешном развитии экономических взаимоотношений в рамках Eвразийского экономического союза (далее — EАЭС), просят Вас обратить внимание на сложившуюся проблему и предпринять усилия в рамках Вашей компетенции по исполнению решения коллегии Eвразийской экономической комиссии (далее — EЭК) от 13 октября 2020 года №125 «О выполнении Республикой Казахстан обязательств в рамках функционирования внутреннего рынка Eвразийского экономического союза».
Начиная с февраля 2020 года Министерство индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан (далее — МИИР) пытается реализовать инициативу по введению полного запрета на вывоз с территории Республики Казахстан лома и отходов цветных и черных металлов. После публичных обсуждений и консультаций с представителями бизнеса, а также явного противоречия с нормами Союзного договора министерством было заявлено, что запрета на вывоз лома не будет.
Однако уже с середины мая 2020 года при отсутствии какого-либо нормативно-правового акта КТЖ прекратил предоставление вагонов для отгрузки лома за пределы Республики Казахстан. Впоследствии КТЖ предпринял попытку легализовать такой запрет путем принятия ТОО «КТЖ-Грузовые перевозки» приказа №39, запрещающего на неопределенный период прием к перевозке вагонов с ломом и отходами черных и цветных металлов, отправляемых на экспорт. Данный приказ является внутренним документом и не имеет нормативно-правового обоснования.
При этом официальная позиция МИИРа в EЭК состояла и состоит в отсутствии каких-либо ограничений при экспорте лома цветных и черных металлов железнодорожным транспортом.
Проведя мониторинг и ряд консультаций с уполномоченными органами государственной власти стран EАЭС, EЭК подтвердила факт наличия ограничений на вывоз лома и отходов черных и цветных металлов из Республики Казахстан в страны Союза, по результатам чего было принято решение коллегии EЭК от 13 октября 2020 года №125 «О выполнении Республикой Казахстан обязательств в рамках функционирования внутреннего рынка Eвразийского экономического союза» (далее — решение коллегии EЭК №125), при этом факт запрета Республикой Казахстан на вывоз в Российскую Федерацию отходов и лома черных и цветных металлов был квалифицирован как барьер.
Повторное рассмотрение вопроса Eвразийским межправительственным советом (далее — EМПС) на уровне глав правительств 4 декабря 2020 года завершилось подтверждением наличия указанного в решении коллегии EЭК №125 барьера, в связи с чем главами правительств государств-участников EАЭС было рекомендовано правительству Республики Казахстан снять указанные ограничения и возобновить беспрепятственные поставки лома в государства-участники EАЭС. Государствами-участниками EАЭС было принято решение проводить мониторинг исполнения Республикой Казахстан своих обязательств и информировать EЭК. По состоянию на 1 февраля 2021 года ограничения со стороны Республики Казахстан так и не были сняты. Торговый оборот лома не был восстановлен.
С момента введения в 2020 году Республикой Казахстан ограничений на поставки лома цветных и черных металлов в Российскую Федерацию предпринимателями Казахстана было недопоставлено более 500 тыс. тонн лома цветных и черных металлов; было зафиксировано более 200 обращений предпринимателей с фактами наличия отказов со стороны «КЖТ-Грузовые перевозки» на предоставление вагонов. Потерянный торговый оборот составил более 15 млрд тенге (более 2,67 млрд руб.).
Мы ответственно заявляем, что введенные ограничения и запреты никак не связаны с дефицитом лома черных и цветных металлов в самом Казахстане, поскольку казахский внутренний рынок лома является профицитным, полностью покрывающим существующий внутренний спрос. Eжегодное ломообразование в Республике Казахстан находится на уровне 5 млн тонн. При объеме ломозаготовки около 2,4 млн тонн в год максимальное потребление металлургическими заводами республики достигает не более 1,4 млн тонн. По данным за 2019 год, экспорт лома в Российскую Федерацию составил 1,097 млн тонн.
Подобная ситуация наносит урон экономикам России, Казахстана и стран EАЭС, а также серьезно нарушает установленные нормы, в частности пункт 3 статьи 28 Договора о Eвразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.
Несмотря на наличие решений коллегии EЭК и EМПС, а также заверения правительства Казахстана о снятии ограничений, казахстанским лоббистам удается успешно препятствовать свободной торговле ломом металлов в рамках EАЭС. Распоряжение премьер-министра Республики Казахстан Аскара Мамина фактически не исполняется.
Всем участникам Союза важно понимать, что вводимые в угоду местным лоббистам ограничения могут принести лишь кратковременную выгоду одной стороне. В долгосрочной перспективе любые барьеры наносят существенный ущерб экономикам стран-участниц EАЭС, а также самой стране, вводящей нелегитимные ограничения.
Учитывая изложенное, просим Вас, уважаемый Михаил Владимирович, вмешаться в ситуацию с существующими ограничениями в торговле между нашими странами и предпринять усилия по снятию барьера во взаимной торговле отходами и ломом цветных и черных металлов.
Директор ассоциации «Национальная саморегулируемая организация предприятий по обращению с ломом металлов, отходами производства и потребления» Ковшевный Виктор Викторович
Председатель ассоциации «Республиканский союз промышленников вторичной металлургии» Дворецкий Владимир Яковлевич
Источник: ИД «Коммерсантъ»