В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации органы власти и деловые круги привлечены к обсуждению вопроса об установлении случаев обязательного применения заказчиками каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при осуществлении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (Закон 223-ФЗ).
Напомним, что указанный каталог используется для проведения закупок в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Закон 44-ФЗ). То есть в государственном секторе экономики.
Деловое сообщество, а также отдельные органы власти и ФАС России разошлись в позициях по вопросу, а итоги рассмотрения напрямую затрагивают интересы и развитие таких компаний как ПАО «Газпром», ПАО «НК «Роснефть», ПАО «Россети», ГК «Роскосмо» и «Росатом» и др.
Основной аргумент предпринимателей заключается в том, что подходы и цели организации закупок госорганов и предпринимателей не могут основываться на одинаковых принципах и критериях. Запросы юридических лиц в рамках Закона 223-ФЗ являются их конкурентными преимуществами перед другими участниками коммерческой деятельности, что исключает их помещение в узкие рамки каталогов и номенклатур, которые достаточно инертны и статичны для изменения.
Согласно части 1 статьи 1 Закона 44-ФЗ этот закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона 223-ФЗ целями регулирования этого Закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Указанные юридические лица представляют собой коммерческие организации, которые осуществляют предпринимательскую деятельность, основанную на риске и самостоятельном принятии решений (абзац третий пункта 1 статьи 2 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» конкуренция — соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Таким образом, введение каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при осуществлении закупок коммерческими организациями, по мнению бизнеса, противоречит принципам конкуренции и самостоятельности принимаемых этими организациями решений.
С учетом изложенного бизнес в лице крупнейших государственных корпораций и компаний отрицательно рассматривает обязательное введение в практику закупок госкомпаний по Закону 223-ФЗ указанного каталога, так как это будет сдерживать предпринимательскую инициативу и затормозит развитие соответствующих компаний.
/Rusmet.ru/Зеленин Андрей/25.01.2021 г./