Исполнительный директор РА Русмет
Александр Андреев
(основные тезисы из статьи в Mail Online от 16 декабря 2020 г., автор Стивен Джонсон)
- 60 % железорудного сырья для сталелитейной промышленности Китая поступает из Австралии;
- Стратег CMC Markets Майкл Маккарти считает возможным введение тарифов на железную руду;
- Гонконгский экономист Томми Ву заявил, что в 2021 году Китай сократит объёмы импорта железной руды, так как уменьшится потребность Китая в стали для инфраструктурных проектов.
Экспорт австралийской железной руды в Китай остаётся под угрозой: Пекин, вероятно, готовится к введению заградительных тарифов на сырьё, необходимое для выплавки стали. Ранее в середине декабря 2020 г. был введён запрет на импорт австралийского угля. При этом пока что никаких тарифов на ввоз железной руды Китаем не установлено. Импорт этого сырья из Австралии в истекшем финансовом году составил 70 млрд. USD и оставил далеко за собой все прочие статьи австралийского экспорт (так, экспорт коксующегося и энергетического угля составил 18 млрд. USD).
После того как в декабре 2020 г. цена на железную руду впервые за последние 7 лет превысила 150 USD за тонну, в бюджет Австралии потекли существенные налоговые поступления. На середине декабря 2020 г. Китайская ассоциация производителей чугуна и стали заявила горнодобывающим компаниям о неприемлемости высоких цен на железную руду.
Несмотря на сильнейшую потребность экономики в железорудном сырье, Китай всё равно способен установить высокие тарифы на австралийскую руду, считает главный рыночный стратег CMC Markets Майкл Маккарти. «Китай остро нуждается в этом сырье, но эта страна и прежде демонстрировала готовность поступиться экономическими соображениями в угоду чему-то, что для неё представляется боле важным, — заявил он в интервью Mail Online — Поэтому вполне возможно, что так произойдёт и сейчас. Бывало, что Пекин яростно реагировал даже на такие события, которые казались обычными и довольно повседневными, и поэтому сейчас трудно предсказать, что произойдёт со взаимной торговлей Китая и Австралии».
Китай импортирует 60 % своего железорудного сырья из Австралии, а возможному альтернативному поставщику — Бразилии — уже почти 2 года (с тех пор как произошло обрушение дамбы хвостохранилища компании Vale) не удаётся поддерживать высокие объёмы добычи.
В середине декабря бывший министр природных ресурсов Австралии Мэтт Канаван (ныне — сенатор от штата Квинсленд, член Национальной партии Австралии) неожиданно предложил правительству Австралии самому ввести экспортные пошлины на вывоз железной руды в Китай. Данное предложение отклонил его преемник на министерском посту Кит Питт.
Находящийся в Гонконге ведущий экономист компании Oxford Economics Томми Ву заявил, что, несмотря на торговую войну с Австралией, в наступающем году Китай, вероятно, продолжит закупать австралийскую железную руду, хотя и в меньшем количестве, так как планы Пекина по объёмам строительства транспортной инфраструктуры и жилья были пересмотрены в сторону сокращения. «Замедлившиеся темпы роста инвестиций в инфраструктурные и жилищные проекты повлекут сокращение спроса на строительные материалы, в том числе на сталь. В 2021 году это приведёт к снижению потребности Китая в австралийской железной руде», — пояснил Томми Ву корреспонденту Daily Mail Australia. При этом эксперт полагает, что на введение тарифов Китай не пойдёт, но будет использовать такую риторику в качестве инструмента запугивания своего торгового партнёра. «Вряд ли Китай введёт тарифы на австралийскую железную руду, поскольку такой шаг повлечёт масштабные последствия для инфраструктурных проектов и жилищного сектора Китая, а эти отрасли, несмотря на некоторое замедление в наступающем году, по-прежнему занимают ключевые позиции в китайской экономике», — заявил Томми Ву.
Экспертное мнение Рейтингового агентства Русмет:
- Возможное введение импортных тарифов со стороны Китая создало ситуацию серьезной неопределенности в мировой торговле;
- Введение любых ограничений практически всегда сказывается на цене конечного продукта, поэтому высока вероятность повышения цен на железную руду для самого Китая и других потребителей в АТР;
- Российские экспортеры ЖРС придерживаются мирового ценообразования, которое «привязано» к Китаю, повышение цен и спроса будет способствовать улучшению экономических показателей российских производителей.