Цветная металлургия
АО «Русский алюминий» подписало с правительством Гайаны договор о разработке бокситов на Гвианском плато. В планах «Русала» — строительство глиноземного завода в этой стране. Комплекс по производству глинозема и алюминия компания планировала строить и в Венесуэле. Но, как удалось узнать „Ъ», подписание соглашения о сотрудничестве «Русала» с правительством Уго Чавеса отложено из-за целого ряда несогласованных проблем.
Ъ Гайана — небольшое южноамериканское государство. На юго-западе страны находится Гвианское плато, часть которого расположена на территории соседних Венесуэлы и Бразилии. По геологическому строению плато похоже на бокситовые месторождения Урала. Объем запасов бокситов в Гайане оценивается в 700 млн т, в Венесуэле — около 320 млн т, в Бразилии — 3, 9 млрд т.
Переговоры между «Русалом», его подразделением Bauxite & Alumina Mining Venture (BAMV), правительством Гайаны и Aroaima Mining Company (АМС) по организации совместного предприятия завершились на прошлой неделе. В четверг было подписано соглашение о создании Bauxite Company of Guayana Inc. (BCGI). Контроль над СП (90% долей) будет принадлежать «Русалу», АМС получит 10% BGGI. Партнеры намерены заниматься добычей бокситов на Гвианском плато в районе Бербис (сейчас это месторождение разрабатывает АМС).
BAMV вложит в разработку бокситов Бербиса $20 млн, которые пойдут на строительство новых шахт. Основным вложением «Русала» станут технологии разработки месторождений. «АМС несет большие операционные убытки и не способна удовлетворить растущий спрос на бокситы из-за устаревшего оборудования», — говорят в правительстве Гайаны. Как заявил премьер-министр Самюэль Хиндс, «отрасль оставалась убыточной с 70-х годов, а теперь у нее появился шанс стать прибыльной». Для этого, по его оценке, BCGI придется снизить себестоимость бокситов в Бербисе на 30%.
Сейчас специалисты «Русала» оценивают возможность строительства в Гайане глиноземного завода, продукция которого будет направляться в первую очередь на алюминиевые заводы группы в России. «Полное обеспечение наших заводов собственным сырьем — одна из ключевых задач „Русала»», — заявила вчера „Ъ» пресс-секретарь компании Вера Курочкина, комментируя инвестпроекты в Южной Америке. По информации из Гайаны, если решение о строительстве завода будет принято, вложения в не го могут составить до $1 млрд.
Как следует из официальных сообщений властей Гайаны, BCGI возьмет на себя функции управления АМС вплоть «до ее приватизации». Таким образом, стороны не исключают, что в дальнейшем «Русал» поглотит южноамериканскую компанию. Руководство страны рассчитывает, что российское управление позволит к 2007 году поднять производство бокситов до 2, 5 млн т в год. Контракт вступает в силу уже с января.
Условия гайанского проекта более выгодны для компании, чем предложения соседней Венесуэлы, также владеющей месторождениями бокситов на Гвианском плато. Консультации по вхождению «Русала» в бизнес по добыче и переработке алюминиевого сырья в Венесуэле продолжаются до сих пор. Ожидается, что российская компания получит 50% в СП с венесуэльской Corporation Venesuela Guayana Bauxilium (CVG).
Однако участие в венесуэльском СП «Русалу» предлагается на 30 лет (в отличие от бессрочного контракта с АМС). Кроме того, в случае заключения договора с CVG «Русал» должен построить глиноземный и алюминиевый заводы, инвестиции в которые на первом этапе также составят около $1 млрд.
По словам посла Венесуэлы в РФ Карлоса Мендосы, договоренность об участии «Русала» в проекте уже достигнута и партнерам «осталось решить ряд технических вопросов». Однако в ходе визита 25 ноября президента Венесуэлы Уго Чавеса в Москву соглашение с российской компанией, вопреки ожиданиям, так и не было подписано. В беседе с „Ъ» господин Мендоса пояснил, что одним из требований венесуэльской стороны стало создание не только глиноземно-алюминиевого комплекса, но и завода по производству алюминиевых строительных деталей и колес. Местное сырье, по мнению Уго Чавеса, должно оставаться внутри страны, а не поставляться на заводы «Русала» в России.
Скорее всего, представители «Русала» пока не готовы пойти на эти условия. Неофициально источник в CVG в пятницу заявил „Ъ»: «Переговоры с „Русалом» действительно велись, и проекты находились в стадии разработки, но они так и не перешли в официальную сферу». Официальный представитель CVG госпожа Мимоска Рибера вчера не смогла прокомментировать перспективы партнерства с российской компанией.