В последние недели все чаще звучат мнения о том, что резкое повышение цен на металлургическое сырье — железорудный концентрат, аглоруду и окатыши, которое произошло с 1 декабря, является следствием того, что в результате приватизации рынок ж/р сырья Украины был фактически монополизирован несколькими ФПГ. Независимые эксперты еще задолго до завершения приватизации признавали, что если захват рудной базы Украины таки произойдет, то манипуляции в области ценовой политикой могут породить более масштабные кризисы в отечественной металлургии и экономике, чем те, которые уже успели нашуметь — бензиновый, зерновой, продовольственный. Посему участились разговоры о возможной реприватизации предприятий «Укррудпрома». Специалисты считают, что первой ласточкой может стать Ингулецкий горно-обогатительный комбинат — основанием для этого может быть то количество нарушений законодательства, которые были допущены в ходе продажи акций предприятия.
ИнГОК — это крупнейшее в Украине предприятие по производству железорудного концентрата, его доля на рынке этой продукции достигает 77%, а производственные мощности составляют 14 миллионов тонн в год. Разведанных запасов сырья при таких объемах производства хватит не менее, чем на 90 лет. По самым скромным оценкам, стоимость комбината составляет 1,3 миллиарда гривен., однако в ходе получения контроля над ИнГОКом, и в последствии выкупа акций предприятия российская компания «Смарт-групп» заплатила не более 300 миллионов гривен.
Однако обо всем по порядку. 51% + 1 акция ОАО «ИнГОК» вошли в Уставный фонд созданного в 1998 году ГАК «Укррудпром». В сентябре 1999 года рабочим и руководителям комбината было продано 3,38% акций по льготной подписке, 17,97% акций «ушло» за приватизационные сертификаты, и еще 15,1% акций предполагалось продать на коммерческом конкурсе.
Из-за последнего пакета акций и разразился первый скандал. 16 ноября руководство ФГИУ сообщило, что объявленный коммерческий конкурс по продаже 15,1% пакета акций не состоялся из-за «отсутствия заявок». Но конкурс не состоялся, поскольку в Фонде госимущества посчитали, что «конкурсная комиссия не реализовала свои права в части определения предварительного победителя в связи с отсутствием на заседании ее членов». Как стало потом известно, конкурс был признан несостоявшимся потому, что уже существовал сценарий «камерной» приватизации Ингулецкого ГОКа — с ограниченным количеством потенциальных «победителей».
Еще за месяц до этих событий — в октябре 1999 года — в Днепропетровске была зарегистрирована компания «Смарт-групп». Ее учредителями выступили компании: «ЛУКОЙЛ-Северо-Запад» (Санкт-Петербург) — 65% уставного фонда, «ТС-Украина»- 17% (Запорожье) и «Турстрой-Украина» — 18% (Харьков). Уже через три месяца после этой регистрации компания «Смарт-групп» получила в управление госпакет акций (50% +1 акция) ИнГОКа, находящийся в уставном фонде «Укррудпрома», сроком на пять лет — до 31 декабря 2004 года.
Затем на сцене появляются компании-учредители «Смарт-групп». 11 июля 2000 года ФГИУ признал компанию «Турстрой-Украина» предварительным победителем коммерческого конкурса по продаже 17,28% ИнГОКа, причем пакет акций должен был достаться покупателю по стартовой цене — за 23,7 миллиона гривен. В конце июля 2000 года ФГИ якобы меняет свое решение — победителем конкурса по продаже 17,28% акций была признана компания «ТС-Украина», потому что, дескать, она предложила за пакет акций не 23,7 миллиона гривен, а 25 миллионов гривен.
Однако главным компромиссом, на который пошли тогда руководители ФГИУ является то, что в конкурсе могла принимать участие компания, которая соответствовала статусу промышленного инвестора. Как известно, промышленный инвестор — это компания, которая работает на том же сегменте рынка, что и приватизируемое предприятие, или в части производства аналогичной продукции, или занимается добычей сырья для производства данной продукции, или управляет аналогичными предприятиями не менее одного года. «ТС-Украина» существовала всего пару месяцев и фактически не имела опыта работы на рынке ГМК. Как стало известно из компетентных источников, в качестве доказательств того, что компания соответствует условиям промышленного инвестора, были предоставлены договора о проводимых торговых операциях с железорудным сырьем, которые никогда не выполнялись. Этот факт как раз и ставит под сомнение легитимность всей последующей приватизации предприятия. Если найдутся заинтересованные стороны, которые захотят отыграть ИнГОК, то они вполне это могут сделать через судебные инстанции.
Еще один скандал мог стать достоянием общественности, когда в начале 2001 года 6,22% акций ГОКа купила фирма «Турстрой» из Латвии. Но Антимонопольный комитет закрыл глаза на то, что латышская «Турстрой» в свое время контролировала 90% уставного фонда «ТС-Украина». Таким образом, произошла концентрация, в результате которой в руках родственных структур оказалось юридически более 25% акций, а фактически (если учесть управляемый госпакет размером в 50%+1 акция) более 75% акций.
В 2003 году «Смарт-групп» начала кампанию по закреплению своего статус-кво на ИнГОКе. 10 апреля собрание акционеров предприятия приняло решение увеличить уставный фонд с 130,028 миллиона гривен до 181 миллиона гривен. Государству, как акционеру, следовало либо выкупить свою пропорциональную часть акций новой эмиссии, либо согласиться, что доля акций снизится с 50%+1 до 38%.
Начались всем известные разбирательства, преследующие решение извечных вопросов: «кто виноват, и что делать?» Виноватые были найдены быстро: в конце апреля были отправлены в отставку замгоссекретаря Минпромполитики Сергей Грищенко и зампредседателя ФГИУ Сергей Глушко. Оба чиновника принимали участие от имени государства в апрельском собрании акционеров ГОКа и не предприняли мер во избежание размывания госпакета.
Последовали затяжные судебные баталии, целью которых было зарегистрировать эмиссию акций, либо не допустить этого — в зависимости от стороны по делу. Лишь в марте 2004 года Верховный суд принял решение, которое отменяет предыдущие решения судов разных инстанций, и в котором допэмиссия была признана юридически законной. Таким образом, внеся в Уставный фонд всего 50,9 миллиона гривен за выпущенные в ходе эмиссии акции «Смарт-групп» получила контрольный пакет крупнейшего железорудного предприятия Украины.
17 марта Специальная контрольная комиссия Верховной Рады по вопросам приватизации предложила правительству свой вариант урегулирования ситуацию вокруг акций «ИнГОКа»: было предложено продать оставшийся у государства 38%-ный пакет нынешним владельцам ИнГОКа. Такое предложение не нашло противников даже в Фонде госимущества. И вот в начале апреля парламент принимает закон «Об особенностях приватизации Государственной акционерной холдинговой компании «Укррудпром». По словам некоторых нардепов, главным лоббистом данного законопроекта выступил представитель российского бизнеса Вадим Новинский, собственник компании «Смарт-групп».
После проведенной приватизации расклад по акциям «ИнГОКа» выглядит следующим образом: 37,62% принадлежит ООО «Смарт-групп», 17,28% — «ТС Лтд.» (Запорожье), и еще 43,95% — находятся в Межрегиональном фондовом союзе, но, без сомнения, контролируются компанией «Смарт-групп».
Как видно из истории приватизации ИнГОКа — есть целый ряд фактов и нарушений, которые могут послужить инструментом для государства для пересмотра результатов приватизации этого предприятия. Это становится актуальным ввиду сложившегося кризиса в ГМК на сегодня.
Подробности.ua