Как живешь, такие цели перед собой и ставишь. Еще недавно у коллектива Вяртсильского метизного завода было единственное стремление – не допустить полного развала всего производства. Древние утверждали, что тому не будет попутного ветра, кто не знает, в какую гавань плывет. Нелегко дался поиск курса на выживание, но он был найден и оказался правильным. Попутный ветер подул, производство встало на ноги. Теперь перед заводом новые задачи. Нужно постоянно улучшать качество выпускаемой продукции, ведь наши конкуренты тоже не дремлют. Работа уже ведется и подтверждается это тем, что доля экспорта в общем объеме производства составляет сейчас 58 процентов и возросла в сравнении с тем же периодом минувшего года почти в 2,5 раза. А экспортная продукция – значит качественная.
Это очень просто
У каждого свое представление о качестве товара, в том числе и у производственников. Есть договоры на изготовление и поставку продукции, стандарты, технические условия. Все перечисленные нормативные документы являются основой для разработки технологических инструкций на выполнение работ, которым надо неукоснительно следовать. В настоящее время продукция выпускается по 15 стандартам и техническим условиям зарубежных и отечественных потребителей. Такое разнообразие вызвано тем, что свои товары завод поставляет США, Норвегии, Португалии, Финляндии и другим странам, а у каждой из них свои требования к изделиям. И задача работников контроля качества установить, соответствует ли продукция тем потребительским свойством, которое установил покупатель. Система контроля должна выявлять, есть ли у изготовленной продукции отклонения от параметров, предписанных нормативной документацией, соблюдаются ли в полной мере режимы технологического процесса.
Все под контролем
Из плохого конфетку не сделаешь. Поэтому, прежде всего, проверяется качество поступающего сырья и полуфабрикатов. Казалось бы, ничего сложного. Получили, проверили. Этот контроль так и называется – входной. Обнаружили брак, оформляй претензию и не допускай его в производство. На деле все не так. Конечно, если поступления ритмичные, то нормальную работу по отбраковке организовать можно. Только такое бывает не всегда: то густо, то пусто. Приходится как-то приспосабливаться. Хуже всего, что основной поставщик – Челябинский металлургический комбинат, периодически «наказывает» нас катанкой низкого качества. У них свои технические проблемы, и это — головная боль волочильщиков проволоки. Сейчас завод пытается получить «добро» на поставку катанки из Белорецка.
Далее осуществляется операционный контроль в процессе производства самим изготовителем. Главное в нем, как когда-то говорили, – это совесть работника. От его умения, квалификации, желания работать добросовестно, зависит качество, особенно на гвоздильном участке. Только совесть не для всех понятие практическое. Руководители производства уверяют, что, посмотрев на то, как человек работает, можно предугадать, каково будет качество изготовленной им продукции. Некоторые работают бездумно, нанося этим только вред. Вот почему специалисты лаборатории качества вынуждены проводить выборочные проверки. Но большинство таких, кто не приступит к работе, если их не обеспечить всем необходимым для качественного исполнения. Они переживают за результат своего труда. Именно такие заводчане создают привлекательную марку предприятию, сохраняют его доброе имя.
А последнее – контроль качества готовой продукции, ее упаковки и отгрузки. От этих конечных операций во многом зависит репутация завода.
Вернуться, чтобы идти вперед
Как добиться, чтобы работать качественно стало нормой для всех? Сейчас на заводе введено новое положение по учету брака. Оно предусматривает не только документальный учет продукции, изготовленной с отклонениями качества, но и исключающие их административные решения. Кто-то посчитает, что начался возврат к прошлому. Но, во-первых, работник должен получать за выпуск только качественной продукции и в полной мере отвечать за нанесенный ущерб предприятию. Во-вторых, должны быть приняты срочные меры по устранению причин появления брака. Следует отметить, что качество, зависит не всегда только от самого работника. Есть причины, на которые он не в силах повлиять. Поэтому вернемся вновь к проверкам технологической дисциплины. Она называется инспекционной. Для ее работы создана специальная комиссия, в состав которой входят компетентные специалисты завода, способные разрешить возникшую ситуацию в ходе проверки. Все замечания фиксируются документально, с учетом даже незначительных видов нарушений. По итогам разрабатываются мероприятия по их устранению. Выполнение намеченного ставится под жесткий контроль. Введение такого вида контроля позволяет выявить те рабочие места, за которыми нужно особенно внимательно следить из-за сложности операций или нестабильности параметров технологического процесса.
Причин, влияющих на качество, независимых от работника, как уже отмечалось, это сырье и оборудование. Оно на заводе в основном изношенное и ему необходимы планово-предупредительные ремонты. Но их проводится мало. Не потому, что о них забывают, сказываются нехватка специалистов ремонтной службы и неритмичность загрузки оборудования из-за его поломок.
Важное звено
Одной из проблем была и остается подготовка кадров и повышение их квалификации. За два года почти в полтора раза увеличилась численность рабочих, поэтому подготовка работников стала самым главным, но и самым слабым звеном производства. Для новичков организовано обучение. Лучше всего оно организовано на участке волочения проволоки, где им занимается инструктор теоретического обучения Анатолий Бочкарев. По мнению квалификационной комиссии, те кого обучил Анатолий, более подготовлены к самостоятельной работе. Нельзя не сказать и о Николае Абрамове, оцинковщике горячим способом. Ученики, которым он передал свой опыт, грамотно ведут технологический процесс, могут объяснить все, что они делают и почему именно так. Хуже в гвоздильном отделении: иной раз складывается ситуация, когда необходимо досрочно завершать учебу в связи с производственной необходимостью. С одной стороны, это не плохо. Новички быстрее готовятся к самостоятельной работе. Однако прочные навыки для качественной работы у них не закрепились.
И это все они
В системе контроля качества трудно выделить какое-то подразделение. Каждое из них необходимо. И все они обеспечивают конечный результат, который оценивает покупатель. Справедливости ради, следует отметить, что наибольшую часть всей работы делает лаборатория качества. Не менее важна и работа химической лаборатории.
Проверки и контроль – дело необходимое. «Не это главное,- уверяет начальник проектно-технологического отдела Жанна Евгеньева,- Надо, чтобы каждый понимал, что нельзя работать не качественно. Процесс улучшения качества продукции сложный и длительный, но необходимо пусть маленькими шагами ежедневно двигаться в этом направлении. Следует ставить себя на место потребителя и тогда понятие придет. Кроме того, необходимо всем чаще напоминать о том, что качество продукции – это лицо предприятия, о нем надо заботиться. И эту истину повторять изо дня в день, подкрепляя конкретными делами».
Завод избрал главное направление своей деятельности – поставлять качественную продукцию всем потребителям, будь они в нашей республике, или в далекой Португалии. Это стало теперь нашим курсом, и нашей гаванью. Да поможет нам попутный ветер!
http://karelinform.ru/