«Русал» собрался построить еще один завод, на этот раз в Казахстане. В партнерстве с местной Евразийской финансово-промышленной компанией он вложит $3 млрд в строительство алюминиевого завода мощностью 500 000 т и глиноземного мощностью 1,5 млн т.
«Русал» — третья в мире компания по производству алюминия (2,6 млн т в 2003 г. ) , выручка — $4,5 млрд.
Евразийская финансово-промышленная компания (ЕФПК) создана в 1994 г. и владеет горнодобывающими и энергетическими предприятиями, а также крупнейшим в Казахстане Евразийским банком. Единственный алюминиевый актив группы — «Алюминий Казахстана» (бывший Павлодарский глиноземный завод) , мощностью 1,5 млн т глинозема в год. Финансовые показатели предприятий группы не разглашаются.
Как стало известно «Ведомостям», на этой неделе «Русал» подписал с казахской Евразийской финансово-промышленной компанией (ЕФПК) меморандум о совместном строительстве в этой республике алюминиевого и глиноземного заводов мощностью 500 000 т и 1,5 млн т соответственно. Предполагаемый объем инвестиций в проект составит $3 млрд. Таких вложений алюминиевая отрасль не знала со времен распада СССР. Например, «СУАЛ-Холдинг » собирается потратить на строительство комплекса «Коми-Алюминий» (глиноземный и алюминиевый заводы мощностью 1,4 млн т и 300 000 — 500 000 т) $2 млрд. Сейчас «СУАЛ» ищет партнера, в частности, ведет переговоры с крупнейшей алюминиевой компанией мира, американской Alcoa.
Как рассказал «Ведомостям» представитель «Русала», до 1 июля «Русал» и ЕФПК на паритетных началах создадут в Казахстане СП «Евразийская алюминиевая компания». Оба завода планируется построить до 2010 г. Поначалу партнеры собираются финансировать строительство из собственных средств, а затем прибегнут к кредитам. Предполагаемое соотношение собственных и заемных средств не раскрывается.
Участники проекта отмечают, что он позволит «Русалу» сократить дефицит собственных запасов сырья, а обладающему большими запасами бокситов Казахстану обзавестись первым на своей территории алюминиевым заводом. «Это серьезный шаг на пути реализации нашей стратегии по увеличению производства алюминия и глинозема», — говорит гендиректор «Русала» Александр Булыгин. Представитель ЕФПК Жаркынбек Алимбетов надеется, что проект позволит его компании увеличить экспортный потенциал. «С учетом дефицита глинозема, существующего в России и Китае, у нас есть реальный рынок сбыта. К тому же мы разом войдем в число лидеров по производству алюминия, ведь после запуска всех мощностей наше СП войдет в десятку мировых алюминиевых компаний», — отмечает он.
«По мировым стандартам этот проект скорее средний, но в СНГ может стать крупнейшим, — говорит эксперт по рынку алюминия. — Казахские бокситы низкого качества, но еще во времена СССР специалисты разработали уникальную технологию их эффективной переработки, которая сейчас принадлежит Казахстану». Кроме того, он отмечает хорошие связи ЕФПК в правительстве Казахстана, которые, по его мнению, могут обеспечить СП дополнительные льготы, а также собственные энергетические мощности ЕФПК, что важно для алюминиевого проекта.
В «СУАЛе» к планам своего главного конкурента отнеслись спокойно. «Сумма инвестиций большая, поэтому понятно стремление [ «Русала»] реализовывать этот проект в партнерстве», — говорит директор департамента по связям с общественностью «СУАЛа» Алексей Прохоров, недоумевая, зачем испытывающему недостаток в сырье «Русалу» еще один алюминиевый завод.
А аналитики говорят, что только собственных средств и кредитных ресурсов «Русалу» может не хватить, ведь компания уже анонсировала несколько масштабных проектов, в частности, строительство второй очереди Саяногорского алюминиевого завода обойдется более чем в $750 млн, модернизация «КрАЗа» — в $270 млн, расширение глиноземного комплекса в Гвинее, строительство завода в Иркутске. Кроме того, компания сейчас ведет борьбу за глиноземные заводы на Ямайке (пообещав в случае победы заплатить за них более $300 млн) , в Нигерии и других странах. Между тем общий долг «Русала» уже составляет около $2,2 млрд. Аналитик ОФГ Александр Пухаев предполагает, что «Русал» может разместить большой выпуск еврооблигаций, а Федор Трегубенко из Brunswick UBS — провести размещение акций на бирже либо отказаться от какого-то проекта.
Зато у ЕФПК таких проблем, видимо, не возникнет. Крупный казахский бизнесмен отмечает, что владельцы ЕФПК также контролируют компании, занимающиеся производством хрома, ферросплавов, угля, марганца, активы в энергетике. «Поднять проект стоимостью $1,5 млрд ЕФПК вполне по силам», — уверен собеседник «Ведомостей».