Директор ФРТП озвучил новые принципы регулирования поставок труб между Россией и Украиной
13 мая Фонд развития трубной промышленности (ФРТП) направил в адрес Минпромэнерго и Минэкономразвития РФ доработанный проект соглашения об урегулировании поставок труб из черных металлов между Украиной и Россией на 2005 г. В конце апреля он был представлен в Министерство экономического развития и по делам европейской интеграции Украины, эксперты которого выскажут свое отношение к предложенному соглашению в конце мая на очередном раунде российско-украинских переговоров по квотированию поставок труб. Об особенностях и новых постулатах соглашения на сегодняшнем брифинге рассказал директор ФРТП А. Дейнеко.
По его словам, в документе принципиально изменился подход к регулированию поставок. Если действующее соглашение ограничивает поставки украинской продукции в Россию, то проект нового соглашения предполагает взаимные обязательства по поставкам трубной продукции на рынки двух стран. Эти обязательства привязаны к внутреннему потреблению трубной продукции, которое по итогам 2003 года в России составило-5,8 млн т, на Украине – 1 млн т. Соответственно, в соглашение на 2005 год заложены следующие объемы поставок труб: Украины в РФ – 620 тыс. т, России на Украину – 150 тыс. т. Некоторое снижение параметров украинских поставок (с 715тыс. тонн в этом году до 620 тыс. т в следующем) А. Дейнеко объяснил тем, что расширенная квота на поставку не выполняется украинской стороной. Так, за 4 месяца нынешнего года, то есть треть периода, импорт украинских труб в Россию составил только 155 из 715 тыс. т. Это лишь подтверждает справедливость традиционной квоты в 620 тыс. т.
Помимо этого, в новом проекте предусмотрен перенос недоиспользованной годовой квоты (до 10% общего объема) на следующий календарный год. Это также актуально. В минувшем году, скажем. российские трубники оказались победителями тендеров на поставку на Украину порядка 60 тыс. тонн труб, но в реальности им удалось поставить лишь 18 тыс.тонн из-за существования негласной установки украинских властей на потребление собственной трубной продукции. В результате «невыбранная квота» попросту «сгорела», чего не повторится в случае исполнения пунктов нового соглашения о закреплении российской годовой квоты и переносе недоиспользованной квоты на следующий год.
Еще одно принципиальное новшество соглашения – равномерность поставок между полугодиями. Разница поставок между полугодиями должна составлять не более 10%. Этот пункт заложен во избежание ситуации, когда за первые временные отрезки выбирается большая часть годовой квоты, как это произошло не далее как в 2003 году. Наконец, в проект соглашения включены инструменты взаимного контроля и ответственность сторон через механизм третейского суда. За основу нового проекта было взято соглашение между правительством РФ и Европейским объединением угля и стали о торговле некоторыми изделиями из стали.
Напомним, что в 2003 г. объем произведенной в России стальной трубной продукции составил около 6,1 млн т, что превысило показатели 2002 г. на 19%. Уровень производства труб различного сортамента по сравнению с 2002 г. составил: обсадных труб — 112%, сварных большого диаметра — 160%, насосно-компрессорных — 112%, нефтепроводных бесшовных — 111%, катаных общего назначения — 110%, катаных нержавеющих -170%. Большую роль в развитии положительной тенденции на рынке сыграла реализация ряда проектов Транснефти, развитие южных транспортных сетей Газпрома и общая активность компаний ТЭК. Вместе с тем наблюдалось падение потребления трубной продукции предприятиями машиностроительного комплекса.
На вопрос ИСС «Металлоснабжение и сбыт» о том, как ФРТП оценивает перспективы соглашения в случае окончательного подписания договора о создании единого экономического пространства (ЕЭП) между Россией, Украиной, Белоруссией и Казахстаном (а Украина настаивает прежде всего на создании зоны свободной торговли, которая не предусматривает никаких ограничений и изъятий) директор фонда А. Дейнеко ответил следующее: «Зона свободной торговли предполагает наличие честной конкуренции и невмешательства государства в деятельность хозяйствующих субъектов, не предоставление им налоговых, кредитных и любых других преференций. На Украине же объем госсубсидирования ГМК Украины только за период с 1999 по 2002 гг. составил 1 $млрд. Экономический перекос очевиден, поскольку правительство РФ не оказывает никакой финансовой поддержки металлургической отрасли. Полагаю, что этот момент должен найти отражение в секторальном соглашения в рамках ЕЭП. Прообразом секторального соглашения как раз и может стать проект соглашения об урегулировании поставок труб между Украиной и Россией».
Известно, что последствия субсидирования в международной торговой практике учитываются десятки лет. Кроме того, по данным ФРТП, с окончанием пресловутого эксперимента в ГМК Украины отнюдь не завершилась практика косвенного субсидирования отрасли: буквально в прошлом году кабмин Украины позволил предприятиям ГМК реструктуризировать налоговую задолженность в десятки миллионов долларов до 2010 г. А значит, все эти нюансы должны быть учтены при создании зоны свободной торговли в рамках ЕЭП.
http://metalinfo.ru