Дискуссия о ценах на металлы выходит на все более высокий уровень. Сегодня вечером четыре руководителя сталелитейных компаний постараются убедить премьер-министра не вводить ограничительных мер в отрасли. А перед этим Торгово-промышленная палата (ТПП) совместно с Институтом народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН представят доклад с прямо противоположными выводами — о необходимости запретить металлургам повышать цены больше чем на 5% в месяц.
Продукция черной металлургии в этом году начала стремительно дорожать. Если 1 января 2003 г. горячекатаный прокат стоил $260 за т, а в начале этого года — $380 за т, то к 1 марта он уже подорожал до $470 за т (на 24%). Сначала металлургов обвиняли в картельном сговоре, но антимонопольное министерство этого не обнаружило.
В последние два месяца на премьер-министра Михаила Фрадкова обрушился вал писем и запросов с просьбой разобраться с металлургами, взвинтившими цены на свою продукцию. Среди жалобщиков были гендиректора и президенты нефтяных, автомобильных и трубных компаний, мэр Москвы Юрий Лужков и 379 депутатов Госдумы. Бизнесмены и депутаты просили премьера остановить рост цен на металл и использовать для этого «все механизмы госрегулирования», включая введение максимальной экспортной пошлины.
Однако в докладе Минэкономразвития, представленном премьеру в конце прошлой недели, рост цен объясняется объективным фактором — благоприятной мировой конъюнктурой. А сегодня Фрадкову предстоит выслушать аргументы самих металлургов. «Премьеру расскажут о том, что в последние два месяца идет массированная PR-кампания по нашей дискредитации, что отрасли, которые ведут эту кампанию, гораздо более монополизированы, чем наша, — рассказывает сотрудник крупной сталелитейной компании. — И что темпы роста цен в сырьевых отраслях существенно выше, чем у нас». По его словам, на встречу с премьером пойдут основные владельцы четырех металлургических гигантов — Александр Абрамов ( «ЕвразХолдинг») , Алексей Мордашов ( «Северсталь») , Владимир Лисин (Новолипецкий металлургический комбинат) и Виктор Рашников (Магнитогорский металлургический комбинат). Последний и будет основным докладчиком. По словам металлурга, главное, что хотят донести до Фрадкова «стальные короли», — это просьба о сохранении рыночных отношений в отрасли.
«Сегодня ситуация в металлургии действительно очень благоприятна и цены растут на волне спроса из Китая, — говорит замгендиректора Оскольского электрометаллургического комбината Дмитрий Тарасов. — Но это не повод для нерыночного регулирования отрасли — нам же никто не будет компенсировать убытки в случае спада цен». Металлург уверен, что премьер на встрече с коллегами подтвердит свою приверженность рыночным отношениям. «Теоретически мы готовы работать в любых условиях, — говорит Тарасов. — Только тогда мы потребуем регулирования цен и в смежных с нами отраслях». А источник в ММК конкретизирует, что встречные требования металлургов распространятся на всю производственную цепочку — «начиная с лома и кончая трубами».
Оппонентам металлургов сегодня не удастся добраться до премьер-министра. Зато они рассчитывают, что днем позже президент ТПП Евгений Примаков ознакомит Михаила Фрадкова с докладом Института народнохозяйственного прогнозирования о «проблемах ценовых пропорций в экономике России», который сегодня будет представлен в ТПП. Ученые-экономисты во главе с академиком РАН Виктором Ивантером пришли к выводу, что естественное конкурентное преимущество нашей экономики — трехкратный разрыв внутренних и мировых цен (по покупательной способности валют) — вылилось в конкурентное преимущество промежуточных отраслей, в частности черной металлургии. Это произошло за счет выравнивания цен на металлы в России и во всем мире, и при этом рентабельность экспортных поставок металла ниже, чем внутренних.
Поскольку нынешний уровень цен на черные металлы угнетающе действует на металлопотребляющие отрасли, авторы, ссылаясь на опыт азиатских стран, предлагают ввести регулирование цен — например, законодательно ограничить месячный рост цен на ресурсы во всех секторах экономики в 40% от годовой инфляции (сейчас это 4 — 5% ), ограничить рентабельность промежуточных отраслей уровнем в 1,5 раза от средней по промышленности и запретить экспорт с рентабельностью меньше, чем у внутренних поставок.
«Почему наши бедные потребители должны субсидировать богатых зарубежных клиентов? — возмущается заведующий лабораторией ИНП Игорь Буданов. — Это безответственная позиция — разрушить своих потребителей ради сиюминутной выгоды. А через пару лет Китай перестанет покупать сталь, и что тогда они будут делать? » По мнению ученого, регулирование цен помешает задирать их, опираясь исключительно на мировую конъюнктуру.
Металлурги же иронизируют над этими предложениями — они «были свежи и актуальны 15 лет назад», говорит Тарасов. «Прогнозируемый рост цен — это здорово. Но если мы начнем реализовывать эти предложения, то нам придется восстановить всю советскую экономику», — говорит и главный экономист компании «Тройка Диалог» Евгений Гавриленков.