Премьер Михаил Фрадков решил разобраться в междоусобице металлургов и потребителей их продукции по поводу высоких цен на сталь. Как известно, жалобы на имя первых лиц страны писали руководители крупнейших нефтяных и трубных компаний. 9 апреля стало известно, что 2 апреля премьер поручил Минэкономики, Минпромэнерго и Федеральной антимонопольной службе до 15 апреля «представить в правительство доклад с необходимыми аналитическими расчетами и предложениями по стабилизации ситуации на рынке стальной металлопродукции».
Во второй половине апреля, после того как г-н Фрадков ознакомится с результатами работы ведомств, вопрос будет рассмотрен на правительственном заседании. Впрочем, никто не ждет, что за столь короткий срок удастся разрешить противоречия, в основе которых лежит борьба за приоритет той или иной отрасли. Отправной точкой для развития конфликта между производителями и потребителями металла стало неоднократное повышение цен на продукцию ведущих меткомбинатов страны: в I квартале стальной лист подорожал на 30%, металлопрокат — на 50—70%, передельный чугун — более чем на 100% и т.д. Трубники и основные потребители труб нефтяники забросали правительство письмами с просьбами заставить металлургов, «пользующихся монопольным положением на рынке», не повышать цены на сталь. Однако в предвыборной суете, переросшей в нелегкий процесс обустройства нового кабинета, им не удалось добиться даже внимания к своим проблемам. Тем временем полку недовольных прибыло — обращения с просьбой рассмотреть ситуацию с ценами на металл г-ну Фрадкову направили Объединение автопроизводителей России, мэр Москвы Юрий Лужков и профсоюз работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения, который возглавляет Андрей Фефелов. Автозаводы указали на то, что цены на автомобили придется увеличивать, население не сможет их покупать, что поставит отрасль на грань выживания. Г-н Лужков пообещал, что из-за роста цен на железобетон цена за 1 кв. м жилья вырастет на 3,5—4%, что потребует дополнительных расходов бюджета — более 700 млн руб. за полгода. Представители машиностроения обозначили «угрозу сокращения рабочих мест и потерю заработка многими тружениками отрасли». Возможно, после того как президент взял курс на борьбу с бедностью, правительство было вынуждено реагировать. Любопытно, что, распорядившись разобраться, Михаил Фрадков поручил ведомствам проинформировать о результатах только «руководителей предприятий автомобилестроения, Ю.М. Лужкова и А.А. Фефелова». Правительству уже были предложены следующие пути выхода из ситуации: временное фиксирование цен на определенный объем металлопродукции для внутреннего рынка (как это сделало, к примеру, правительство Украины), введение пошлин на экспорт металла либо снятие ограничения на ввоз более дешевого импортного метала. Оппоненты металлургов в конфликте вскоре намерены направить в Госдуму список предложений, в числе которых ужесточение антимонопольного законодательства, распространение на металлургов механизма изъятия сверхдоходов от экспорта, выравнивание транспортных тарифов для экспортеров (на вывоз сырья установлены более низкие тарифы), а также усиление роли государства в сфере регулирования энерготарифов.
Михаил Фрадков проверит цены металлургов.
Опубликованно: 13 апреля 2004