Вслед за «Русалом» тарифных преференций от «Российских железных дорог» стали добиваться и другие крупные промышленные холдинги. В минувшую пятницу РЖД объявила о готовности заморозить на 10 лет тарифы для Магнитогорского меткомбината в обмен на обещание не завышать цены на металлопродукцию.
Крупнейший в России Магнитогорский меткомбинат в прошлом году произвел 11,5 млн т стали и 10 млн т проката. Выручка комбината в 2003 г. превысила 88 млрд руб. Выручка ММК в 2003 г. по РСБУ превысила 88 млрд руб. , чистая прибыль составила 20,37 млрд руб. Около 60% акций ММК контролируются его менеджментом, 17,8% принадлежат Минимуществу, еще около 16% контролируются «Южным Кузбассом», входящим в «Стальную группу «Мечел».
По данным Южно-Уральской железной дороги (филиал РЖД) , объем перевозок в интересах ММК с учетом поставок на комбинат угольного и железорудного сырья в прошлом году составил 34 млн т. Расходы Магнитки на железнодорожные перевозки оцениваются более чем в $600 млн в год. Сама РЖД, по ее данным, в 2003 г. закупила у Магнитки и контролируемых ею предприятий металлопродукции на общую сумму 3,3 млрд руб.
Как сообщила в пятницу пресс-служба РЖД, компания готовит соглашение о сотрудничестве с Магнитогорским меткомбинатом сроком на 10 лет. Подписать его планируется до июля. «Стороны проводят оценку экономической эффективности перевозок, определяется величина фиксированной ставки по тарифам, — гласит сообщение РЖД. — В свою очередь, ММК гарантирует железнодорожникам поставки необходимой металлопродукции по фиксированным ценам и в нужных объемах». Впрочем, Магнитка уже добилась краткосрочных преференций от РЖД. С 11 января и до конца года на перевозки металла из Магнитогорска в порты юга России (Новороссийск, Туапсе, Астрахань, Махачкалу, порты Азовского моря) ММК получила 32% -ную скидку к базовому тарифу.
Как рассказала «Ведомостям» пресс-секретарь ММК Елена Азовцева, комбинат заинтересован в стабильности железнодорожных тарифов, так как планирует расширить производство проката примерно на 20%. С учетом роста перевозок сырья это даст РЖД 7 — 8 млн т дополнительного грузопотока к 2007 г. В Федеральной службе по тарифам (бывшая Федеральная энергетическая комиссия) не смогли прокомментировать возможность установления исключительных тарифов для Магнитки.
Первым замораживания тарифов на грузовые перевозки добился «Русал». 30 декабря 2003 г. ФЭК перевела их в доллары США и зафиксировала до конца 2011 г. Условием получения исключительных тарифов стало обещание «Русала» создать новые производственные мощности, которые обеспечат РЖД дополнительный грузопоток в 750 000 т алюминия и 3,5 млн т сырья ежегодно (30% -ный прирост). Сейчас замораживания тарифов на перевозки нефти в Китай добивается «ЮКОС».
Эксперты разошлись в оценке практики заключения долгосрочных договоров. Директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев считает фиксирование тарифов на долгий срок порочной практикой. «Рыночная экономика именно тем и отличается от Госплана, что при ней цены и тарифы реагируют на рыночную конъюнктуру, — говорит он. — Устанавливать фиксированные тарифы на столь долгий срок, причем отдельно взятой компании, неправильно». А Василий Николаев из «Тройки Диалог» и Вячеслав Смольянинов из «НИКойла», наоборот, считают подобное соглашение полезным и для РЖД, и для ММК. «И те и другие занимаются долгосрочным планированием и хотят стабильных условий», — отмечает Николаев. «За год цены ММК на внутреннем рынке выросли примерно на 27% , — отмечает Смольянинов. — РЖД потребляет много металла и, договариваясь с Магниткой, страхует себя как от нехватки металла, так и от роста цен. В краткосрочной перспективе ММК проиграет, но зато получит возможность контролировать затраты на длительный срок». Впрочем, Николаев сомневается в жизнеспособности столь долгого соглашения с госмонополией, акционированной лишь полгода назад.
Магнитка просит РЖД заморозить ей тарифы.
Опубликованно: 12 апреля 2004